Тема, бесспорно, актуальная, ведь политическая арена страны порой напоминает поле боя. Вот и сейчас с приближением новых парламентских и президентских выборов все слышнее раскаты политических баталий. Что мешает процессам консолидации? На какой основе можно добиться конструктивного сотрудничества разных политических сил?
О путях достижения общественного согласия размышляет руководитель одного из самых стабильных и устойчиво развивающихся регионов России - губернатор Краснодарского края Александр ТКАЧЕВ.
- Александр Николаевич, как вы оцениваете степень общественной консолидации в сегодняшней России?
- И сегодня мы живем в расколотом обществе. Такое ощущение, что мы до сих пор не вернулись с баррикад, с фронтов Гражданской войны.
Да что там годы Гражданской - до сих пор не утихают споры вокруг реформ Петра I, как будто все это было только вчера. Нет должного взаимопонимания среди политической элиты страны. А посмотрите на наши газеты, которые в буквальном смысле слова к штыку приравняли перо: кто не с нами - тот против нас...
Это унаследованное от прошлого баррикадное мышление - один из главных тормозов на пути развития России. Президент прав: разбитое на мелкие группы общество не способно сконцентрироваться на реализации крупных национальных проектов, на решении стратегических задач. Обстановка вражды, недоверия друг другу, в которой мы живем, деструктивна, она разрушает страну, разрушает людские души. Без консолидации у России нет будущего.
- "Ребята, давайте жить дружно!" - мы слышали это и раньше. Вспомните, с какой помпой несколько лет назад, при Ельцине, в Кремле подписывали Договор об общественном согласии. А что в итоге?.. Впору все начинать с чистого листа.
- Тот договор о согласии подписывали тогда, когда еще не утихли раскаты выстрелов от расстрела парламента, не улеглись страсти вокруг выборов в Государственную Думу. Сегодня ситуация в стране принципиально иная. Достигнутая в эти годы политическая стабильность привела к позитивным сдвигам в экономике. Зачем же опять раскачивать лодку.
- И все же...
- И все же до настоящей консолидации нам еще ох как далеко. Мы пережили эйфорию многопартийности, когда казалось, чем больше партий, тем больше демократии. Увы, партийная разноголосица не ведет к согласию в обществе, скорее - наоборот. На словах все партии вроде бы готовы спасать Россию, а на деле - один популизм. Ведь любая партия смотрит на проблемы страны со своей колокольни. Решать же масштабные, общенациональные задачи по плечу только обществу в целом. Какие пути выбирать, к какой цели стремиться - это надо определять всем миром, а не на партийном съезде. Мы уже строили "светлое будущее" под руководством одной политической силы и знаем, чем все кончилось.
- Вы что же, против партий как таковых?
- Наоборот, я за то, чтобы общество было структурировано по партийному принципу. Это позволяет яснее и четче выявить весь спектр общественных интересов и подходов к решению проблем. Важно только, чтобы партии в своей повседневной деятельности следовали своим программным установкам - иначе не поймешь, где "правые", где "левые". А сколько энергии уходит на партийные распри! Эту бы энергию да в мирных целях...
- Каким, по-вашему, должен быть механизм консолидации? Что необходимо предпринять в первую очередь?
- Первый шаг - собраться вместе и заявить о желании сотрудничать по ключевым направлениям развития страны. Такой шаг уже сделан. А дальше - самое трудное: важно слышать оппонента, пусть не принять, но хотя бы попытаться понять его позицию, его правду. Консолидация, как я ее понимаю, - вовсе не сглаживание острых углов и объективных противоречий. Важно, обсудив их сообща, с разных позиций, с учетом различных общественных интересов искать решение в практической плоскости. Главное - не превращать поиск решения в пустопорожнюю говорильню, как у нас часто бывает. Созданные в центре и на местах координационные советы по важнейшим направлениям развития должны работать открыто, гласно, в постоянном режиме, а не от случая к случаю. По крайней мере у себя на Кубани мы стараемся именно так строить взаимодействие краевой администрации с общественными и политическими организациями.
- Какая-то верхушечная консолидация получается. Функционеры различных партий могут договориться - одного поля ягоды. Но возможно ли социальное партнерство при том жутком расслоении общества, какое мы видим сегодня в России? Вы допускаете сотрудничество, скажем, между олигархом и сельским механизатором?
- О драме российской приватизации, резко поделившей нас на богатых и бедных, нельзя говорить без горечи и возмущения. Но нельзя всех деловых людей, даже "акул крупного капитала", равнять под одну гребенку. Вот недавно в Усть-Лабинском районе при поддержке нашего земляка, известного предпринимателя по обкатанной на Кубани модели создан мощный агрохолдинг. На его предприятиях заняты 5 тысяч человек, от их труда напрямую зависит жизнь 40 тысяч жителей района - дети, ветераны, многодетные семьи... Зарплата у тружеников холдинга возросла в полтора раза, механизаторы здесь получают новую технику, что также жизненно важно.
Это только один пример, когда глава крупнейшей компании и кубанские хлеборобы находят общий язык. Да, этих "хозяйствующих субъектов" очень многое разделяет, но, я полагаю, прошли времена, когда в каждом удачливом бизнесмене люди труда видели классового врага. Победить бедность, о чем говорил Президент, можно только на партнерской, созидательной основе, а не путем "отнять и поделить".
- В "красном" регионе, каким знают Краснодарский край, вряд ли все согласятся с вами.
- Я на это и не рассчитываю. Не так-то легко преодолеваются стереотипы баррикадного мышления, о котором я говорил вначале. Но очень хочется, чтобы люди учились самостоятельно осмысливать новые реалии, а не смотрели на жизнь через устаревшие идеологические шоры.
Теперь о цвете нашего края. Кубань - регион особый, один из самых красивых в стране, жемчужина России. Крупнейшая житница, здравница, а вовсе не "красный" или "белый" пояс. Кубань живет не по самостийным правилам, а по российским законам, сталкивается с теми же проблемами, над решением которых бьется вся страна.
- Решение любой проблемы упирается в цену вопроса. При таком отношении к бизнесу, наверное, нетрудно найти богатых инвесторов, готовых вложить свои капиталы в развитие края?
- Один-два "денежных мешка" погоды не делают. Мы сотрудничаем с сотнями инвесторов - отечественными и зарубежными. Общий объем инвестиционных вложений на Кубани достигает 60 миллиардов рублей. Сегодня Кубань знают во всем мире. Нашими партнерами стали такие крупные корпорации, как "Кнауф", "Нестле", "Клаас". Кубань давно прорубила "окно в Европу". В мае этого года в Ганновере с успехом прошли "Дни Кубани в Германии". Но все же главную ставку мы делаем на собственную инициативу и предприимчивость. Рост валового регионального продукта вдвое превышает среднероссийские показатели - по итогам 2002 года он составил 227 миллиардов рублей, в этом году ВРП планируется в объеме 285 миллиардов. Благодаря усилиям всех кубанцев, независимо от их политических симпатий и партийной принадлежности доходы краевого бюджета возросли за два с половиной года в три раза. Наперекор неурядицам и природным катаклизмам, которые обрушились на Юг России.
- Используете ли вы как глава края административный ресурс для консолидации в регионе?
- В моей власти проводить регулярные встречи с представителями различных политических сил Кубани, но заставить их дружить друг с другом я не могу. Сближает дело. Мы же не на посиделки с семечками собираемся.
- Не кажется ли вам, Александр Николаевич, что предстоящие выборы могут вновь резко опрокинуть социальное согласие в России?
- Выборы - это всегда борьба, острая, бескомпромиссная, где партийные амбиции зачастую берут верх над общенациональными интересами. Но я верю в здравый смысл наших сограждан. Верю, что до новых баррикад не дойдет.