12.08.2003 18:28
Поделиться

Ростовский губернатор о сельском хозяйстве

     Как ни цинично это звучит, но по фермерам после этого шумок пошел: мол, может, это и к лучшему, что зерно погибло? В прошлые-то годы сколько сил положили на рекордную уборку, а число рентабельных предприятий сократилось на 9 процентов! Чем больше зерна - тем меньше на него цена.

      Плох тот хозяин, который не сможет нормально распорядиться собранным урожаем. Наш регион - один из основных рынков экспортной продажи зерна, ведь и географически он расположен удобно: есть флот для транспортировки, есть причалы. И прибыль помогает нам развивать переработку: крупные экспортеры, получая доходы от реализации зерна, строят большие комплексы по изготовлению того же подсолнечного масла.

     Плохо то, что слишком у нас много перепродавцов. Слишком длинна цепочка от простого селянина, производителя зерна, землепашца - до реализации. Бороться с этим необходимо. Ведь получается, что стоимость зерна накручивается на этой цепочке, богатеют торговцы. А надо, чтобы непосредственно производители консолидировались, объединялись в некую общую организацию, чтобы они сами могли заниматься продажей. Тогда и бюджет будет лучше наполняться.

     В Ростовской области, кстати, накоплен в этом плане уникальный опыт: много говорят о "губернаторском" лизинге. Возможности увеличения производства сельхозпродукции определяет то, что мы субсидируем селянам процентные ставки по банковским кредитам. В итоге "дешевых" кредитов село взяло в прошлом году почти на 2 миллиарда, это хороший стимул с точки зрения пополнения оборотных средств для сельхозпроизводителей.

     Полное списание селянам долгов - порочная практика. За те времена, когда им оказывали безвозмездную помощь и списывали кредиты, они привыкли: можно не возвратить. Это плодило плохих хозяйственников.

     Мы пошли на новые формы кредитов под закупку техники. На Дону ведь свои предприятия по ее производству, и нам, конечно, выгодно, чтобы они имели заказ. С другой стороны - нам надо, чтобы у селян была техника - запчасти, комбайны, культиваторы.

     Как действует этот механизм? С одной стороны, договариваемся с предприятием, и оно снижает цену на технику. Для ее закупки мы же даем кредит селянам и говорим: этот кредит вы должны вернуть за два года или за год, в зависимости от ситуации. Проплачиваем из бюджета сумму, при этом треть селяне платят сразу, а остальное - мы. Бюджетные деньги направляются по низкой процентной ставке или вовсе без процентов.

     Наши аграрии порой забывают, что рынок уже давно поделен. Чтобы на нем работать, надо быть специалистом. Причем цена меняется - этим и сложно сельхозпроизводство: если рассчитывать на какую-то одну культуру, то можно при большом урожае получить меньше эффекта, меньше прибыли, потому что падает общая цена. Если год хорош для зерновых - он может оказаться плохим для других культур. И когда недобирает одна культура, можно добрать на другой, будь это просо или гречка, подсолнечник или озимая пшеница.

     А мы стараемся находить решения и по технике, и по удобрениям, и по семени, и по племени. Вот в этом, я считаю, наша задача: помочь всем живущим на этой земле эффективно использовать землю для того, чтобы получать достаток.

     Конечно, беспокоит, что сельском хозяйстве самая низкая зарплата - в среднем 1300 рублей. И все же на Дону уровень жизни селян удается поддерживать на относительно неплохом уровне.

     Я сторонник того, чтобы максимум социальной сферы на селе передавался муниципальным организациям: это наше дело - финансировать Дома культуры, различную кружковую работу населения - мы выделяем деньги на капремонт. То же и со спортом: строим спортсооружения, создаем спортшколы. В поселке Целина, например, скоро пустим прекрасный спортивный комплекс, который строится в основном на областные деньги.

     То же и с сельскими школами. Поставили задачу привести в порядок районные больницы, фельдшерско-акушерские пункты, оснастить новым медицинским оборудованием. Это огромная работа, и мы ее в течение двух лет должны закончить. На эти направления мы направили средства Мирового банка - кредиты, по которым будем расплачиваться еще 12 лет.

     Дороги, которые были на балансе сельхозпредприятий, мы забираем на свой баланс и приводим в порядок.

     Еще важное направление - газификация. В области осталось только 5 районов из 39, куда не пришел газ. В этом году мы планируем газифицировать еще один район - Кашарский, на следующий год - Милютинский. Это помогает улучшить условия жизни, экологию. Все эти проблемы лежат на областном и муниципальном бюджетах - все, что связано с коммунальной и социальной жизнью. А сельхозпредприятие должно спокойно работать и платить налоги.

     За последние пять лет посевные площади выросли с 2,1 до 2,7 миллиона гектаров. Надо ли быстрее? В прежние смутные годы произошел отток людей из села, оно обнищало. Сейчас село снова становится на ноги. Но я считаю, что это неправильно для жизни людей, когда мы практически все распахиваем - надо делать упор на то, чтобы на меньших площадях, на качественных землях производить больше сельхозпродукции для последующей переработки и реализации. А земля, те же степи наши донские, должна еще и просто существовать для людей, для отдыха.

     Сегодня я с удовольствием смотрю, как у домов выращивают цветы: люди становятся побогаче и еду могут приобрести на рынке, в магазине - ведь снабжение достаточно приличное, в том числе и овощами. Весь мир так живет - и Запад, и Америка, и мы к этому уже идем. Вот и жена моя теперь занимается цветами, деревьями. А что касается садов да огородов - у людей остается любовь к работе с землей, но производят на этой земле горожане уже цветы.