12.08.2003 15:09
    Поделиться

    Сбор подписей на выборах отменят

         Член координационного совета СПС Валерий Хомяков полагает: "Мне кажется, это достаточно архаичная система, нужно просто вводить залог. Ведь подписи всегда можно умышленно фальсифицировать: кто-то пришел, расписался, а на следующий день он же пишет заявление о том, что его подпись подделана - приходится делать графологическую экспертизу".

         Чаще всего обращаются в суд с претензиями к работе избирательных комиссий или же с жалобами на действия региональных властей представители КПРФ. Секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Олег Куликов напоминает, что "существуют коммерческие структуры, которые занимаются сбором подписей, сканируют все эти подписные листы и напишут все, что угодно". В Компартии даже существует своего рода каталог методов фальсификации подписей. "У нас такой случай был в Ростовской области, - вспоминает Куликов, - когда в подписные листы уже после их сдачи, а мы же их не ксерокопируем, были внесены изменения, которые сделали эти подписи недостоверными, ну, представьте, добавьте одну цифру, и вместо квартиры 3 будет 31". Также коммунисты подозревают, что к ним могут внедрить или подкупить человека, который умышленно неправильно заполняет листы, а потом именно эти листы подкладываются для проверки. Наконец, по опыту Олега Куликова, кандидат может потерять собранные подписи и в том случае, если при проверке подписей "милиция начинает приходить на дом к гражданам, а граждане, особенно на селе, начинают отказываться от своих подписей просто от страха".

         Более подробно о проблемах с подписными листами "РГ" рассказал член ЦИК Владимир Лысенко.

         - Сбор подписей для обыкновенного человека начинается со звонка в дверь, или же вас ловят на улице за рукав и предлагают расписаться в поддержку кандидата, которого вы зачастую и не знаете. Не кажется ли вам, что такой способ поддержки попросту устарел?

          - Ну, я могу отчасти согласиться с вашим предположением: не трогайте меня как избирателя слишком часто до дня голосования, но в день голосования я обязательно приду на избирательный участок. Вот, например, в Австралии обязательное голосование, а в некоторых странах неучастие в голосовании наказывается вплоть до тюремного заключения сроком на шесть месяцев, как в Бельгии и Греции. Но чтобы за кого-то голосовать, я должен хотя бы минимально знать, за кого и почему. Сейчас в РФ в основном крен на персоналии, а собственно тот документ, который в большинстве стран является исходным, - предвыборная программа (или платформа), в нашей стране только-только начинает приобретать правовые очертания. Например, теперь партии обязаны за счет средств избирательного фонда или бесплатной печатной площади опубликовать не позднее чем за десять дней до дня голосования свою предвыборную программу, чтобы избиратели смогли ознакомиться с ней. Если у нас предвыборная программа будет основой для проведения предвыборной агитации, можно согласиться с отказом от сбора подписей, оставив только избирательный залог при проведении выборов депутатов по федеральному округу.

         - Но институт залога или сбора подписей все же какое-то время останется?

         - Конечно, но не для всех участников выборов. Со следующих, в 2007 году, парламентских выборов, те партии и избирательные блоки, которые будут допущены к распределению депутатских мандатов по итогам выборов 7 декабря 2003 года, вправе участвовать в избирательной кампании без внесения избирательного залога, без сбора подписей. Тем самым подчеркивается их особый статус как партий парламентского типа, и, возможно, на этой основе может быть реализовано положение, содержащееся в Послании Президента о возможности формирования Правительства на основе парламентского большинства по результатам выборов. Таким образом, хотя институт сбора подписей по-прежнему динамично развивается, одновременно усиливается тенденция сокращения его применения. Исключение составляют выборы президента, когда от кандидата требуется собирать только подписи, внесение же избирательного залога законодательством не предусмотрено. Так что нельзя рассматривать институт сбора подписей в отрыве от вида выборов, тем более что уже прослеживается тенденция ослабить его действие, не придавать ему монопольного значения.

         - Какие бы выборы ни проходили, всегда появляется процент недостоверных подписей, скажите, откуда он появляется: это сознательные фальсификации или просто неумелые сборщики?

         - Прежде всего я бы выделил неправильное оформление подписных листов из-за элементарной невнимательности и небрежности. В Законе указаны обязательные реквизиты оформления подписного листа, если же они не учтены, то соответствующий подписной лист либо часть его признаются недействительными. Во-вторых, у нас, как известно, каждый избиратель может поддержать любое количество кандидатов. В некоторых странах действует иное правило: "один избиратель - один кандидат". Поэтому при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе иногда допускается перекрещивание: избиратель одного округа поддерживает выдвижение кандидата, баллотирующегося по другому округу просто из-за элементарного незнания границ своего округа. В-третьих, есть честные и нечестные сборщики, услуги которых могут оплачивать законными средствами из избирательного фонда, а могут и "черным" налом. Негативные результаты появляются и тогда, когда сборщик, учитывая относительно небольшой срок для сбора подписей, пытается любым способом уложиться в этот норматив. Причин много, и какая из них решающая, иногда однозначно трудно сказать. Но более привлекательная для всех - и для журналистов, и для избирателей причина - это, конечно, "черный" нал.

         - Политики твердо убеждены в том, что часть листов с подписями им портят прямо в избиркомах, например дописывают одну цифру, и подпись становится недействительной.

         - Для проверки требуются подлинники подписных листов, а также протокол общего подсчета сбора подписей. Для кандидата, его доверенного лица или уполномоченного представителя по сбору подписей нет никаких запретов иметь копии своих подписных листов, и в случае каких-либо спорных ситуаций всегда есть возможность предъявить допустим, сборщиком подписей сделанную им копию со сданного в избирательную комиссию документа. Кроме того, при проведении проверок заблаговременно извещается и вправе присутствовать представитель кандидата или политической партии, а за два дня до заседания комиссия обязана выдать протокол о результатах проверки, где указаны все расхождения и общее количество действительных и недействительных подписей, на основе которых комиссией принимается решение. Все стороны имеют законные возможности обжаловать решение об отказе в регистрации или о регистрации в суд. Так, другим кандидатам могут стать известны какие-то факты, которые суд может признать как основание для удовлетворения жалобы. Вот питерские выборы в Законодательное собрание - это был взаимный кандидатский тотальный контроль. В определенном смысле это хорошая тенденция до тех пор, пока ее не используют как элемент предвыборной агитации и затруднения работы комиссии и судебных органов.

         - Очень часто ссылаются на злоупотребления в ходе проверки подписных листов, например, в сельской местности проверку могут провести рейдом по домам подписавших, и люди пугаются, отказываются от своей подписи.

         - В соответствии с законодательством проверять должны документы, на основании которых эта подпись внесена, например данные паспорта. Избиратель либо сам записывает сведения о себе, начиная с фамилии и заканчивая подписью, либо просит сборщика подписей заполнить строку подписного листа, кроме даты и подписи - эти реквизиты проставляются избирателем собственноручно. Соответствующие комиссии и органы проверяют достоверность сведений, указанных в подписном листе, записям органов регистрационного учета. Проведение проверки методом опроса законодательство не допускает, это нарушение закона, прав человека и гражданина и является основанием для обжалования в суд.

         - Для многих студентов и пенсионеров предвыборная кампания давно стала способом заработка, есть ли законодательные нормы, препятствующие скупке подписей?

         - Сбор подписей, то есть оплата услуг сборщиков подписей, может оплачиваться из избирательного фонда кандидата, который открывает его после уведомления избирательной комиссии. Впервые после принятых в июне 2003 года поправок установлена административная и уголовная ответственность за нарушение порядка сбора подписей. Так, в зависимости от статуса лица, которое принимает участие в сборе подписей, установлены соответствующие меры уголовного наказания: для сборщика подписей, для уполномоченного представителя, который их заверяет, для кандидата, если они принимал участие в фальсификациях подписей по предварительному сговору. Установлена ответственность кандидата и в зависимости от того, как эти услуги оплачены, из избирательного фонда или помимо него.

         - И во сколько же обойдется это правонарушение?

         - Но во всех случаях сумма штрафа не перекрывает фактических сумм, которые получают или могут получить сборщики подписей из избирательного фонда. Так, размер штрафа за сбор подписей в запрещенных местах - от 10 до 20 МРОТ, то есть от 4500 до 9000 рублей.

         - Если я продала свою подпись, могут ли меня наказать?

         - Прежде всего административная ответственность наступает в отношении лиц, которые, например, собирают подписи на такой основе. Есть и уголовная ответственность за подкуп.

         - То есть я могу продавать совершенно спокойно?

         - В принципе уголовной и административной ответственности в прямом виде в отношении данной категории граждан законодательство не предусматривает, однако в законодательстве приведены составы правонарушений, предусматривающие ответственность за соучастие. Кроме того, подкуп - это состав правонарушения, в котором избирателю что-то незаконно дают, а он это принимает, следовательно, и на него распространяются меры наказания. Исходя из этого вряд ли вы теперь можете продавать свою подпись спокойно.

    Поделиться