13.08.2003 17:05
Поделиться

Ядерная проблема двух Корей

       "Шестисторонка" с участием представителей обеих Корей, России, США, Китая и Японии, как ожидается, откроется 26 августа и не ограничится, по словам заместителя министра иностранных дел РФ Александра Лосюкова, одним раундом. В дальнейшем, сказал А. Лосюков, "на каком-то этапе Москва могла бы стать местом их проведения".

     Рассматривая шансы на успех переговоров, нелишне обратиться к состоявшимся недавно в обеих частях Кореи и ряде других стран мероприятиям по случаю 50-летия окончания Корейской войны. А они показали, что участники этого конфликта и полвека спустя сохраняют глубокие разногласия по поводу его причин и итогов. Эта пропасть в оценках заставляет задуматься вот о чем. Если стороны не продвинулись ни на шаг к примирению по поводу случившегося полвека назад, то много ли шансов на то, что ими будет найден компромисс по нынешним острейшим проблемам обеспечения режима нераспространения и предотвращения нового конфликта в Корее?

     Ведь даже бывший министр обороны США У. Перри недавно признал, что администрация Дж. Буша и не помышляет о серьезном диалоге с Пхеньяном и рассчитывает "продавить" свои требования с помощью разного рода санкций и даже блокады. Переговоры, согласна с ним "Нью-Йорк таймс", нужны бушевским "ястребам" всего лишь для того, чтобы показать, что с КНДР, мол, невозможно договориться, и усилить давление на Пхеньян. Более того, ожесточенные нападки заместителя госсекретаря США Дж. Болтона на КНДР и ее руководство в Сеуле на следующий день после согласия северокорейцев на "шестисторонку" по всем международным меркам нельзя расценить иначе, как преднамеренную провокацию с целью срыва еще даже не начавшихся переговоров. Ставка делалась на то, что Пхеньян, как это уже не раз бывало раньше, откажется вести диалог с теми, кто допустил персональные выпады в адрес северокорейского лидера.

     В этом контексте особенно надуманной представляется истерика, устроенная некоторыми нашими обозревателями и СМИ по поводу возможного неучастия России в таких переговорах. Этим плакальщикам не мешало бы вспомнить события девятилетней давности - неприглашение России на четырехсторонние переговоры по Корее (США, КНР, КНДР и РК). Кто теперь помнит, о чем шла речь на этом форуме и чем он закончился? Все значимое в отношениях между КНДР и США в последние два года президентства Клинтона (обмен визитами Чо Мен Рок - М. Олбрайт, ракетный мораторий, совместное заявление по терроризму и базовое коммюнике) было достигнуто на двустороннем "треке".

     А на предстоящей "шестисторонке", помимо увеличения состава участников, предполагается радикальное расширение списка обсуждаемых вопросов - от проблем нераспространения ОМУ и сокращения обычных вооруженных сил и вооружений до торговли наркотиками и соблюдения прав человека. И как вы думаете, смогут ли японцы, будучи приглашенными, не затронуть, хотя бы по внутриполитическим соображениям, вопрос о своих "похищенных" подданных? Вот и получается, что даже назвать этот форум переговорами по ядерной проблеме КНДР не будет никаких оснований. Указанный пакет говорит о том, что США серьезной ставки на переговоры не делают. При нынешнем непримиримом курсе США появление ядерной КНДР практически неизбежно.

     И даже если представить на мгновение, что соглашение будет достигнуто, то это будет означать, что задача выполнена всего лишь на 5-10 процентов. Ибо миной, способной взорвать самую замечательную договоренность, является проблема верификации. Обнаружение недавно в атмосфере над КНДР криптона-85, местонахождение источника которого неизвестно, ставит перед американцами задачу досмотра всех 11-12 тысяч подземных объектов КНДР. Ведь карты Пентагона на этот счет удручающе неполны. А КНДР, в отличие от Ирака, войны не проигрывала и на повальный обыск может не согласиться. К тому же, как показал иракский опыт, инспекции - это, скорее, не гарантия, а прелюдия к бомбежкам.

     Теперь об обстоятельствах, повлекших внезапный разворот Пхеньяна в сторону Москвы. Безусловно, в этом есть заслуга и российской дипломатии. Однако главную роль сыграло, похоже, окончательное разочарование северокорейцев в позиции Пекина. Вряд ли случайно, что приглашение России последовало два дня спустя после телефонного разговора Дж. Буша с Ху Цзиньтао, позицию которого по ядерной проблеме КНДР американский президент не поленился тут же расхваливать публично. О серьезном охлаждении отношений между КНР и КНДР свидетельствует масса признаков. Из последних - отказ Пекина направить делегацию в Пхеньян на празднование 50-летия окончания Корейской войны. По ряду объективных причин у Пекина оказались гораздо более высокие ставки на Корейском полуострове, чем у Москвы. И это нам на руку. В этих обстоятельствах для нас вполне допустимо и даже выгодно соизмерять свою реакцию на происходящее там с действиями китайцев. Тем более что на данном этапе интересы России и КНР в Корее в основном совпадают. При этом Москве не стоит опасаться сколько-нибудь серьезных политических потерь в КНДР, так как вполне естественное лидерство Пекина в разрешении нынешнего кризиса сделает и уже делает (инициатива о "шестисторонке") российскую альтернативу для Пхеньяна еще более ценной.

     В целом же Москве вряд ли стоит впадать в эйфорию по поводу приглашения присоединиться к затее с несовпадающими, а порой противоположными целями участников, неясным мандатом, неопределенными сроками и еще менее определенным исходом.

     Представляется, что в этих обстоятельствах только принципиальная линия на поиск взаимоприемлемых компромиссов, учитывающих интересы как сохранения режима нераспространения, так и безопасности всех вовлеченных сторон, могла бы обеспечить Москве уважение и доверие обоих корейских государств.

     России не стоит забывать о том, что согласно Договору о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и КНДР, подписанному в 2000 г., и Совместной российско-корейской декларации, принятой по итогам саммита в Пхеньяне летом 2000г., обе стороны обязались "воздерживаться от... участия в каких-либо действиях или мероприятиях, направленных против суверенитета, независимости и территориальной целостности другой стороны". Игнорирование этих обязательств и особенно обстоятельств, при которых они были нами взяты, вряд ли добавит авторитета нашей внешней политике и пополнит ряды тех, кто будет на нас рассчитывать в трудную минуту.

     Нам надо четко осознавать, что выступление России единым фронтом с США против КНДР, а тем более участие в каких-либо антисеверокорейских коалициях означали бы возврат к нашей дипломатии на Корейском полуострове первой половины 90-х годов. Тогда у Москвы в общем-то не было своей позиции, и она спешила с санкциями в отношении КНДР чуть ли не поперед Вашингтона. Если Россия снова начнет следовать такой линии, то она окончательно потеряет доверие на Севере Кореи, влияние на Юге полуострова, да и на Западе с нами в корейских делах опять перестанут считаться.

     В своем стремлении следовать якобы "прогрессивным тенденциям" в международных отношениях и "успеть на поезд", ведущий неизвестно куда, некоторые деятели упускают из виду главное - в национальных интересах России - мирное разрешение нынешнего кризиса. Нам не нужно удлинение дуги нестабильности по периметру наших границ до Дальнего Востока и тем более "горячая война" прямо на наших рубежах.

     Поэтому безгласная сдача наших позиций в Корее, а тем более молчаливое потворство тем силам в США, которые вознамерились установить военно-политический контроль над всем Корейским полуостровом, окончательно сведет на нет восприятие России не только как мировой, но даже и как региональной державы, способной отстаивать свои интересы. Это как следствие приведет к самым неблагоприятным последствиям для международных позиций Москвы, в том числе в так называемых странах ближнего зарубежья

     И, наконец, если первая корейская война окончательно похоронила антигитлеровскую коалицию, то второй крупномасштабный конфликт в Корее, к которому сейчас кое-кто явно и тайно подталкивает мир, может окончательно добить едва начавшуюся утверждаться, а затем подорванную нападением США на Ирак антитеррористическую коалицию.