В 1987 году ростовчанин Сергей Палабекьян работал в одном из военных госпиталей в Восточной Германии. Однажды его вызвали на дом к больному ангиной. Врач назначил лечение и уехал. А уже через несколько дней пациент почувствовал себя гораздо лучше и сам пришел на прием в поликлинику. Разговорились... Так Палабекьян познакомился с будущим Президентом России Владимиром Путиным.
Постепенно ростовчане сблизились с питерской семьей, стали проводить вместе выходные, выезжали на пикники, осматривали достопримечательности.
Владимир Владимирович много работал в течение недели, но выходные обязательно проводил с семьей. Причем всегда выбирал интересный маршрут, придумывал культурную программу и старался, чтобы дети извлекли какую-то пользу из поездки, а супруга отдохнула от домашнего хозяйства. Особенно любил отдыхать на природе и готовить шашлык. Частенько Палабекьяны составляли им компанию. Путин был отличным экскурсоводом и так увлекательно рассказывал, что даже маленькие дети слушали, раскрыв рты.
- Кстати говоря, именно благодаря Владимиру Путину наш сын Сережа приехал к нам в ГДР, - объясняет Сергей Палабекьян. - Примерно за год до нашей командировки в Германию, в СССР вышло распоряжение, запрещающее врачам привозить с собой детей. Это право было дано лишь учителям и военным. Конечно, мы очень скучали по сыну и переживали за него. Как-то Людмила Путина стала расспрашивать нас про Сережу, а Наталья не выдержала и расплакалась. Позже мы узнали, что Людмила рассказала обо всем мужу. И Владимир добился, чтобы в порядке исключения нам разрешили забрать из Ростова нашего 10-летнего ребенка.
Только тогда ростовчане стали догадываться, что их друг - не простой военнослужащий, поскольку по его поведению и стилю жизни этого никак нельзя было сказать.
- Путины жили очень скромно, - вспоминает Наталья Палабекьян. - Как я поняла, Людмила-то и рукодельничать начала потому, что денег на красивую, дорогую одежду не было, а выглядеть хотелось оригинально и стильно. Часто, будто невзначай, она оставляла незаконченные вещи на видном месте. Я интересовалась, что это будет. Она отвечала: "Платье для дочки, джемпер мужу". Попутно объясняла, что и как надо делать. Я увлеклась и решила сама научиться. После работы ехала к Путиным на очередное занятие по вязанию. То же самое и с шитьем. Увидев шикарный домашний костюм из бархата на Владимире Владимировиче, я загорелась. Уговорила мужа купить мне швейную машинку и напросилась к Людмиле в ученицы. Она была прекрасной наставницей.
А вообще Президент и первая леди - полная противоположность друг другу. Он -немногословный, очень сдержанный, спокойный. Она - разговорчивая, порывистая, веселая.
Когда Путины приехали в Германию, Людмила только начала изучать немецкий язык. Как-то мы пошли с ней в магазин, и она долго не могла объяснить продавцу, что ей надо. В конце концов они все-таки поняли друг друга, и мы купили то, что хотели. А когда вышли на улицу, Людмила рассмеялась: "Сейчас я поняла, что я наговорила продавцу. Я перепутала предлог, и фраза приобрела совсем другой смысл".
Иногда Путины уезжали куда-нибудь по делам и оставляли своих "пупсов" - так Владимир ласково называл дочек - у нас. Славные девочки: старшая - вылитая мать и внешне, и по характеру. Дома Владимир Владимирович разговаривал с ней исключительно по-немецки. А младшая - копия отца: брови "домиком", серьезная.
Вместе с воспоминаниями о Германии Наталья Палабекьян хранит и вещи, которые им дарили Путины: сувениры, огромный расписанный деревянный жбан для пива, великолепные серьги - подарок первой леди страны. А иногда Наталья радует своих мужчин свиными роликами с горохом и тушеной капустой - фирменным блюдом Людмилы Путиной:
- Готовить его довольно сложно и долго. Но результат того стоит: получается необыкновенно вкусное и сытное блюдо, идеальное дополнение к пиву. Жаль, что я так и не научилась у Людмилы вышивать на машинке. Срок командировки закончился. В 1990 году мы вернулись в Ростов, а Путины - в Санкт-Петербург.
Когда Владимир Владимирович был назначен председателем Правительства, а потом стал Президентом, ростовчане искренне порадовались за него. О дальнейших успехах питерских друзей Палабекьяны узнавали из телевизионных новостей и газет, не теряя надежды когда-нибудь еще раз лично встретиться с удивительной парой из Санкт-Петербурга. И не напрасно. В 2001 году Президент России Владимир Путин приехал в Ростов с кратким рабочим визитом.
- Я стояла у Донской публичной библиотеки среди студентов, и понимала, что мне вряд ли удастся поговорить с ним, - продолжает Наталья. - Но толпа вытолкнула меня прямо навстречу Президенту. Я подала ему руку и назвала свое имя. Он пожал руку, сказал: "Очень приятно", - и уже собирался идти дальше, но я его удержала. Владимир Владимирович посмотрел на меня еще раз и узнал. Начал искать глазами моего мужа, но он в тот день не смог вырваться с работы. Тогда Путин шепнул: "Напишите мне" и рассказал, как это сделать, чтобы письмо попало к нему лично, а не к сотрудникам отдела, занимающегося обработкой президентской корреспонденции. И мы расстались.
Очень хотелось пригласить Владимира Владимировича к нам в гости, но регламент у него строгий, ничего тут не поделаешь.
Письма потом, конечно, писали и продолжаем писать. Для себя мы у него никогда ничего не просили, единственный раз - за сына. Когда Сережа был маленький, Путин не раз говорил ему: "Учись хорошо. А если когда-нибудь тебе потребуется моя помощь, обязательно помогу". Спустя много лет он выполнил свое давнее обещание. Главное - его мечта исполнилась, а мы своей жизнью и так довольны. К тому же это неприлично - беспокоить первое лицо страны. Единственное, чего бы нам троим очень хотелось, - это пообщаться с Владимиром и Людмилой в неформальной обстановке. Возможно, наше желание и исполнится, чем черт не шутит?