В конце 2002 года впервые в нашей практике в Министерстве иностранных дел была создана специальная группа по отслеживанию влияния исламского фактора в мировой политике. Это было связано прежде всего с возрастанием воздействия ислама и, в частности, мусульманских стран на систему международных отношений.
В настоящее время число мусульман на земном шаре достигает 1,3-1,4 миллиарда человек, но это самая быстрорастущая религия (в 1955 году численность верующих оценивалась в 350 миллионов человек). Следует оговориться, что различные источники приводят подчас весьма противоречивые данные о количестве верующих, но мы ориентируемся на то, что общее число христиан на нашей планете составляет порядка 1,8 миллиарда человек, а буддистов - около полумиллиарда.
Ислам из всех монотеистических религий самая молодая, она возникла в VII веке н. э. В числе ее особенностей следует отметить всеохватывающий характер - религиозные каноны четко определяют многие стороны повседневной жизни и поведение верующих. Кроме того, в целом ряде стран религия не отделена от государства.
В последней четверти ХХ века мусульмане (впервые после ликвидации халифата вслед за развалом Оттоманской империи) стали в большей степени нежели раньше ощущать себя как общность и позиционировать себя в этом качестве на мировой арене. Не последнюю роль в этом процессе сыграло то обстоятельство, что в недрах мусульманских государств сосредоточено более двух третей мировых запасов углеводородных энергоносителей, и вслед за повышением цен на нефть (после эмбарго 1973 года) правящие круги этих государств лучше осознали свои возможности влияния на мировую политику и экономику.
Своеобразие исламского мира заключается, среди прочего, в том, что при отсутствии единого религиозного центра, он имеет свою Организацию, координирующую политические позиции почти значительной части населения мира. Образованная в 1971 году Организация Исламская конференция насчитывает 57 стран, в том числе две европейские, две латиноамериканские, шесть стран СНГ и т. д. ОИК является своего рода мини-ООН для исламского мира: она создала широкую сеть ассоциированных учреждений, в том числе Исламский банк развития - аналог Всемирного банка, а также собственные объединения - аналоги ЮНЕСКО, Олимпийского комитета, Международного Красного Креста и т. п. Активность этих организаций явно возросла в нынешнем веке.
Разумеется, не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что ряд террористических акций в XXI веке был осуществлен представителями радикальных организаций, в том числе и мусульманских. Ислам, как и другие религии, осуждает терроризм, запрещает самоубийства, однако многие экстремисты стремятся использовать религию для оправдания своих собственных политических целей.
В силу этих обстоятельств руководство МИД РФ приняло решение о создании специальной группы, которая занималась бы отслеживанием данных процессов. В декабре 2002 года в Джидде я передал послание нашего министра Игоря Иванова генеральному секретарю Организации Исламская конференция Абдельвахиду Бельказизу, и уже в январе 2003 года состоялся рабочий визит генсека ОИК в Москву. Переговоры были весьма плодотворными. Стороны констатировали близость взглядов практически по всем обсуждавшимся вопросам и договорились об активизации контактов в различных областях. Это тем более актуально, что позиции России и государств - членов ОИК по большинству важнейших международных проблем совпадают. Это касается, в частности, необходимости борьбы с международным терроризмом. Мы едины в том, что противодействие этой глобальной угрозе должно строиться на комплексной и долговременной основе, и в борьбе с этим страшным злом не должно быть двойных стандартов. Мы также считаем недопустимым при формировании подходов к терроризму отождествлять его с исламом.
Нас объединяет идея отстаивания и утверждения центральной роли ООН при решении актуальных международных и региональных проблем. Мы с удовлетворением констатируем единство точек зрения в том, что касается решения ближневосточного конфликта. Мы занимаем одинаковые позиции в отношении иракского кризиса. Хочу подчеркнуть, что шесть стран СНГ - Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан и Азербайджан, с которыми, по понятным причинам, нас связывают особые отношения, - являются членами ОИК.
В апреле с. г. во время визита в Таджикистан Президент Российской Федерации заявил, что в России живут около 20 миллионов мусульман, они не иммигранты, а граждане нашей страны. И поэтому в известной степени Россия может считаться частью мусульманского мира. Это было весьма важным заявлением, которое, разумеется, не могло быть незамеченным в странах ОИК. Я могу говорить об этом с полной уверенностью, поскольку во время поездок в мусульманские страны подробно разъяснял эту идею.
Во время официального визита в Малайзию в начале августа Президент В. Путин, развивая свое заявление в Таджикистане, объявил о желании России быть представленной в ОИК. При этом он подчеркнул, что 20 миллионов российских мусульман вправе чувствовать себя частью исламского мира.
Ислам исповедуют представители многих народов нашей страны. На протяжении веков мусульмане вносят свой весомый вклад в развитие богатейших культурных и духовных традиций России, в упрочение межнационального согласия и религиозной терпимости. Эти отношения дружбы и взаимного уважения - наша гордость и общее достояние, которое мы всемерно и последовательно оберегаем.
Большинство жителей России относят себя к православным христианам. Именно плодотворное взаимодействие различных конфессий, и прежде всего православия и ислама, в течение более чем тысячи лет являлось основой развития богатейшей российской культуры, вклад которой в формирование человеческой цивилизации общепризнан.
Характерно, что заявление В. Путина о нашем намерении вступить в ОИК на первых порах в качестве наблюдателя с большим энтузиазмом было встречено российскими мусульманами, о чем свидетельствует заявление председателя совета муфтиев России Р. Гайнутдина. Одним из первых приветствовал данное намерение Московский патриархат. За рубежами нашей страны эта крупномасштабная российская инициатива была воспринята как стремление России "играть одну из главных ролей в формирующемся многополярном мире". В СМИ особенно отмечался тот факт, что расширение нашего участия в делах мусульманских стран способно упрочить позиции России в структурах мирового сообщества и прежде всего придать "второе дыхание" ООН, обеспечить нашей стране статус одной из великих мировых держав. Присоединение России к ОИК - основной организации мусульманского мира - расширит традиционные связи Москвы с исламскими государствами, существенно ограничив возможности сторонников антироссийского курса, в том числе и в вопросах, связанных с поддержкой чеченского сепаратизма. Чтобы не быть голословным, хотел бы процитировать мнение турецкой газеты "Ени шафак": "Инициатива Москвы означает шаг к новой глобальной стратегии. Российское руководство намерено придать новый импульс внешней политике и восстановить прежний уровень влияния на международной арене... Особое внимание Кремль вновь стал уделять странам третьего мира, но уже не с позиции идеологических интервенций времен СССР".
Особо следует выделить мысль о том, что хорошие отношения с исламским миром мы намерены развивать не в пику нашим западным друзьям и партнерам. Двуглавый российский орел на нашем гербе смотрит как на Восток, так и на Запад. Сегодня, когда в многоликом современном мире экстремисты различных мастей стремятся втянуть нас в так называемый конфликт цивилизаций, задача недопущения раздела мира по религиозно-цивилизационному принципу выдвигается в качестве первоочередной. В этом плане Россия, являясь великой евразийской державой с уникальным опытом взаимодействия различных этносов и конфессий, и прежде всего наиболее крупных из них - православия и ислама, может сыграть роль поистине исторической значимости.