На МАКСе представили самолет-лабораторию


      - Состояние озонового слоя находится под пристальным вниманием ученых, - рассказывает заведующий лабораторией Центральной аэрологической обсерватории Росгидромета, кандидат физико-математических наук Владимир Юшков. - Особое внимание уделяется приполярным областям, где химическое разрушение озона, как, скажем, в антарктической стратосфере, может достигать внушительных размеров. В целом механизм разрушения хорошо изучен, а ученые, сделавшие прорыв в этой области знаний, удостоились Нобелевской премии. Но атмосфера изменчива. Причина - как естественные, так и антропогенные факторы. На высоте 17-18 километров, где в Арктике расположен максимум озонового слоя, исследовать механизмы изменчивости очень сложно. И здесь без самолета М-55 "Геофизика" просто не обойтись.

     На нем выполнено уже пять научных международных программ, в которых участвовали Россия, Италия, Германия, Швеция, Швейцария, США. Результаты самолетных измерений позволили уточнить важные детали механизма каталитического разрушения озона в присутствии полярных стратосферных облаков. Эти данные будут использованы в моделях для прогноза состояния озонового слоя.

     - Не могу не сказать о заслуженном летчике-испытателе Олеге Щепеткове, который проводил полеты в Арктике в сложнейшей навигационной обстановке, - говорит ученый. - Он не только отлично выполнил запланированные научными координаторами маршруты, но и впервые осуществил сложные подъемы и спуски самолета с научной аппаратурой с 23 до 8-9 километров. Теперь у специалистов появилась уникальная возможность зондирования стратосферы в труднодоступных районах в периоды спокойной и возмущенной атмосферы.