Выборы в Чечне - новая угроза?

     

     Марк Урнов, фонд "Экспертиза":
     - На сегодняшний день самый вероятный кандидат - нынешний руководитель Чечни. Террористы же, видимо, чем ближе к выборам, тем станут действовать активнее. Это объяснимо: если проводишь выборы, которые террористов делегитимизируют, они постараются их сорвать. Пройдут выборы, не пройдут - теракты не прекратятся. Разве что к моменту голосования участятся, а после, будем надеяться, пойдут на спад.
     Однако отмена выборов из-за всплеска терроризма практически исключена. После стольких затраченных усилий - и дать боевикам ощущение победы? К великому сожалению, их ничем сейчас не угомонишь. Уже сейчас обстановка резко обостряется. Возросло число нападений на солдат, подложенных фугасов и т.д. Идет не битва за свободную Чечню, а большая мировая война в рамках одного региона - проблема явно выходит за рамки России.
     Впрочем, для общественного мнения внутри страны чеченский вопрос стоит сейчас явно не на первом месте. На крупные теракты оно, естественно, реагирует. Но как показывают социологические наблюдения, реакция людей на теракт обычно имеет двух-трехмесячный период "активного воспоминания", а дальше память начинает резко ослабевать.

     Андрей Пионтковский, Центр стратегических исследований РАН:
     - Если бы в Чечне состоялись действительно свободные выборы, то победу, скорее всего, одержал бы Аслаханов. Этот человек соединяет в себе два качества - он лоялен к Москве и всегда был честен по отношению к собственному народу. Но все это из области "если": мы прекрасно понимаем, что исход выборов предрешен и управляем, они скорее всего сведутся к назначению Кадырова. Не знаю, приведет ли кампания к всплеску терроризма - куда уж выше. В долгосрочном же плане Москва рискует создать проблему своими руками. Кадыров, напомню, человек, который в бытность свою муфтием во время первой чеченской войны объявлял "джихад" России. Сейчас его вооруженная охрана, по разным оценкам, составляет около 2000 человек. Легитимизируя Кадырова и отдавая ему бразды правления, мы загоняем ситуацию в тупик. А население между тем, как ни странно, нам еще раз поверило - это продемонстрировали итоги референдума. Большинство чеченцев готовы жить в составе России. Не оттого, что вдруг нас полюбили, - это такое же согласие, как желание Литвы или Западной Украины в 40-х годах присоединиться к СССР. Но людям необходима нормализация обстановки, прекращение терактов и убийств. Пока они продолжаются. Выборы Кадырова могут стать точкой окончательного разрыва населения Чечни с Москвой.

     Глеб Павловский, Фонд эффективной политики:
     - Сегодня наилучшие шансы у Кадырова, но это связано скорее с системой поддержания его авторитета, чем с популярностью в общественном мнении. Решающее значение имеет уровень развития чеченской демократии - находящейся на выходе из полувоенной ситуации. Еще не сложились политические, партийные позиции, и все определяется комбинацией силовых и родовых факторов.
     Вероятность обострения обстановки в связи с политической кампанией, безусловно, есть. Но на этот риск Россия идти просто обязана. Если мы уверены, что Чечня - часть России, то должны мирно решить проблему ее мирной интеграции в политический организм страны. От нас этого ждут не только сограждане, но и международное сообщество. России необходимо показать, что она способна политически решить проблему там, где ей всячески противодействуют с применением средств террора. Решение проблем Чечни покажет зрелость России как цивилизации европейского круга.
     Чечня была оставлена за бортом России 12 лет назад. Трудно даже сказать, кто в этом был виноват больше - Москва или Грозный. Проблема очень застарелая. В республике и за ее пределами сформировались целые группы людей, которые за счет этого конфликта кормятся, причем самыми мерзкими способами. Я имею в виду систему похищения людей и бизнес на шахидах. Поэтому восстановить мирное статус-кво - значит фактически построить заново нормальное чеченское общество. "Примерять бронежилет" на время кампании России не придется - она и так его носит не снимая, так как является одной из стран-мишеней мирового терроризма. Переводить чеченский вопрос в ранг "второстепенных проблем" нельзя. Мы уже когда-то жили в стоячем вагоне с задернутыми шторками, приговаривая: "Мы едем, едем, едем". Невозможно закрывать глаза на жестокую реальность, с которой еще долго придется иметь дело. Но люди, которые видят проблемы и готовы их решать, и составляют общество А остальные в него просто не входят.