25.08.2003 10:12
    Поделиться

    Закончился МАКС-2003


         Как известно, днями массовых посещений были определены пятница, суббота и воскресенье. Пятница же оказалась завершающим днем деловых переговоров, причем очень продуктивных.
         Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", похоже, сумела заинтересовать своими проектами модернизации истребителей МиГ-29 многие страны, где эта машина находится на вооружении ВВС. Еще накануне МАКСа польские летчики, изучив проект МиГ-29СМТ, пришли к выводу, что истребитель в такой модификации будет превосходить практически все аналогичные боевые самолеты стран НАТО. А в пятницу достигнуто соглашение с военной делегацией Малайзии о глубокой модернизации российских истребителей, проданных в эту страну в середине девяностых годов. По мнению малазийцев, МиГ-29СМТ мало в чем будет уступать новейшим Су-30МКМ, которые эта страна также решила закупить.
         На МАКСе впервые громко заявила о себе тема беспилотных летательных аппаратов. Такие машины - будущее не только Военно-воздушных сил, они крайне необходимы различного рода спасательным службам и тем, кто ведет мониторинг труднодоступных районов. Именно МАКС-2003 определил российских лидеров в этом направлении. Совершенно объективно ими становятся вертолетостроительная фирма "КАМОВ" и авиастроительная корпорация "ИРКУТ". В ближайшее время иркутяне запускают в производство беспилотный летательный аппарат (БПЛА), в основе которого лежит один из израильских проектов. Израильская авиапромышленность, кстати, производит целую гамму таких аппаратов, многие из которых являются лучшими в мире. Так что в Иркутске не стали изобретать велосипед, а решили, оттолкнувшись от готового изделия, в будущем создать собственный ряд совершенно оригинальных БПЛА.
         Особенностью МАКСа стал показ не только ярких военных проектов, но и продвижение значительного количества сугубо мирных программ. И в этой связи было бы неплохо изучить опыт объединенной Европы, прежде всего немецкий. Известно, что европейская авиапромышленность пережила настоящий бум, став одной из самых динамично развивающихся отраслей. И произошло это в немалой степени благодаря активной правительственной поддержке. Коммерческий директор президиума федерального союза авиационной и космической промышленности Германии Ханс-Иоахим Ганте в интервью "Российской газете" подчеркнул, что все значительные авиастроительные программы становятся предметом особого внимания со стороны правительства Германии.
         Поэтому-то, если мы хотим сохранить свой авиастроительный потенциал, то без господдержки никак не обойтись. Она нужна сегодня всем: и крупным промышленным корпорациям, и мелким компаниям, и авиаперевозчикам. Правительство РФ утвердило программу выпуска ближнемагистрального самолета Ту-334, и при ее реализации вполне можно было бы отработать механизм государственных преференций в авиастроении и авиаперевозках.
         Пока же наши авиастроители пытаются решить свои (а по сути - государственные) проблемы путем интеграции возможностей отдельных компаний по наиболее перспективным направлениям. К примеру, РСК "МиГ" и НПК "ИРКУТ" на МАКС-2003 подписали соглашение об объединении усилий по совершенствованию силовых установок самолетов Ту-334 и Бе-200. Также в пятницу было заключено соглашение между корпорацией "ИРКУТ" и группой промышленных компаний "КАСКОЛ" по реализации ряда совместных программ.
         Однако главным событием пятницы, конечно, стало то, что МАКС открыл двери всем желающим увидеть красоту машин, которым покоряется небо. Несомненными сюрпризами стали пилотаж асов из Франции и Италии, а также воздушный показ восстановленных довоенных истребителей И-15БИС и ДИТ.
         Для нашей же газеты приятной неожиданностью стало то внимание, которое оказали воспитанникам из Кинешмы руководители самых ведущих авиационных компаний. От имени руководства европейской корпорации EADS руководитель ее московского представительства Иоахим Михель и пресс-секретарь корпорации Грегор фон Курсель вручили взводу воспитанников чек на весьма солидную сумму. По достигнутой договоренности деньги пойдут на ремонт казарменного помещения, где живут маленькие солдаты, и закупку всего необходимого к началу учебного года.
         На стенде корпорации "Технокомплекс" воспитанники смогли почувствовать себя настоящими летчиками, посидев в уникальном тренажере, спроектированном специалистами этой корпорации. В шале британо-российской промышленной группы "Афрус-Даймонайт" ребят в военной форме угостили заморскими деликатесами, а руководитель этой группы Николай Качалов рассказал об очень интересных проектах, которые реализуются участниками "Афрус-Даймонайта". Мальчишки такую специализированную лекцию слушали, надо сказать, с открытыми ртами.
         Около шале РСК "МиГ" произошла вообще символическая встреча. Бывший министр обороны Игорь Сергеев, увидев воспитанников, прервал свои переговоры, вышел к ребятам в солдатской форме, тепло их поприветствовал и сфотографировался с ними на память. Когда-то именно маршал Сергеев призвал офицеров Российской армии обратить внимание на обездоленных детей и в силу своих возможностей помочь им. Слова министра нашли отклик, и в Вооруженных Силах появились первые взводы воспитанников. А потом состоялся приказ уже нынешнего министра обороны Сергея Иванова, узаконившего само понятие "сын полка".
         На МАКС-2003 из США прилетел не только бомбардировщик В-52, но и удивительный человек Майкл Макензи. Этот удачливый предприниматель, вышедший на пенсию, давно занимается благотворительной деятельностью. О том, что в России есть армейские подразделения, в которых воспитываются сироты, он узнал совершенно случайно. Каким-то невероятным образом созвонился с командиром взвода воспитанников в Кинешме лейтенантом Валерием Соловьевым, выяснил, что ребята будут гостями авиасалона, и прилетел специально в Москву, чтобы увидеть маленьких солдат своими глазами. Похоже, что у наших крестников появился еще один хороший друг и добрый попечитель.
         Салон завершил свою работу, но, как говорится, разбор полетов еще впереди и будет он очень серьезным. МАКС-2003 продемонстрировал не только яркие достижения нашего авиапрома, но и высветил проблемы, от своевременного решения которых зависит судьба самых высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности.

    Поделиться