Но в прошлом году даже одноразового события не получилось из-за амбиций руководителя - Гедиминаса Таранды, насадившего повсюду собственную хореографию и артистов своей труппы, на фоне которой никакие приезжие звезды выделиться не смогли. Тот фестиваль обещал стать ежегодным, но, видимо, не стал. На его месте возник другой - с тем же названием, еще большими субсидиями от мэрии Москвы и опять с перекосом в современный танец. Если деньги не перестанут течь, то в ближайшие годы в Москве покажут весь репертуар американского и европейского modern-dance. Во всяком случае, сейчас приедут лучшие - французская труппа Анжлена Прельжокажа и английский Балет Мари Ромбер, а также одна из наиболее известных израильских трупп - "Киббуц".
Балетов Прельжокажа в Москве видели достаточно - десять лет назад он развеял романтический миф Фокина-Вебера "Видение розы", включив в балет физиологию, а архаичную "Свадебку" перенес во времена мифоэпические, когда древние не делили таких понятий, как свадьба и похороны или трапеза и деторождение. Эти ассоциации не витали в воздухе, как иногда у нас бывает, а прямо и разыгрывались на сцене - причем с бешеной энергией. Потом, в 1999-м, дикий албанец, как раз на волне балканской проблемы, привез в Москву свою знаменитую версию "Ромео и Джульетты". С ним тогда приехал коллега - художник Энки Билаль, югослав по происхождению, и оба "расовых врага", албанец и серб, эпатировали публику близостью отношений и охотно говорили о проблемах миграции. А их Ромео и Джульетта были разделены борьбой кланов, к которым принадлежали семьи героев. Покои богачки Джульетты, носившей белье от Версаче, стерегли охранники с живыми овчарками, а Ромео принадлежал к неприкасаемым и щеголял в рванине. Но после шока от низвержения классики в первый приезд, "Ромео и Джульетта" воспринимался как каноническая редакция.
На этот раз Прельжокаж везет "Благовещение" (26 августа в Малом театре, на открытии фестиваля), балет для двух балерин - Марии и Ангела, принятый даже в репертуар Парижской оперы. Это прорыв Анжлена в евангельскую классику, где назло популярным в Средневековье мистическим драмам с артистами-мужчинами, хореограф выводит двух женщин с далеко не абстрактными желаниями. В этот же день покажут его "Весну священную", а на совместном с русскими танцовщиками гала-концерте в ГАБТ, который закроет фестиваль 30 августа, будут отрывки из его "Ромео и Джульетты".
Ramber Dance Company существует 70 лет и нисколько не отклонилась от основной линии - танца модерн, заложенной легендарной основательницей Мариам Рамберг, той знаменитой польки, что увлекалась Дункан, училась двигаться по системе Далькроза и работала с Вацлавом Нижинским, а потом основала свою труппу, первую в Великобритании, учила Аштона и других гениев английского балета, сама оставаясь в тени классики, предпочитая модерн. У труппы огромный репертуар, в том числе чудные "Мимолетности" Ханса ван Манена на музыку Прокофьева, которые и привозят в Москву вместе с "Танцами призраков" Брюса и "Предчувствием" Мак-Грегора (29 августа на сцене Большого театра).
Танцевальные "киббуцники" вроде бы проигрывают рядом с такими монстрами, как Прельжокаж и Рамбер, но только на первый взгляд. Кто видел три года назад их выступление на фестивале имени Михоэлса в Театре Натальи Сац, не пожалел часа ожидания задержавшегося спектакля (сложная световая партитура требовала более оснащенной сцены). На очень хорошем профессиональном уровне труппа несет свои пусть местечковые, в хорошем смысле слова, еврейские проблемы, решенные со знанием дела и вкусом. Дизайн (прежде всего свет) спектаклей мягко гармонирует или остро дисгармонирует с музыкой и движением, создавая у зрителя чувство тотального дискомфорта с окружающим миром. Зрелище суровое, но необходимое (28 августа, Малый театр).