26.08.2003 11:20
    Поделиться

    Кого считать бедным

    Утвержден перечень доходов, которые учитываются для оказания государственной социальной помощи

         Впрочем, методика "вычисления" действительно, а не мнимо бедных весьма непроста. И это понятно: вчерашний удачливый предприниматель может в одночасье "прогореть", влезть в долги, лишиться регулярных доходов. Но при этом у него останутся, допустим, дорогая машина, квартира, дача... Можно ли считать такого "бедным"? Относится ли к неимущим человек, официально числящийся безработным, но зарабатывающий на жизнь торговлей, индивидуальным ремонтом квартир или частным извозом? Или, наоборот, глава большой, многодетной семьи имеет постоянный, но низкий заработок. Никаких "подкожных" запасов, как ни старайся, не создашь. Такой куда ближе к реальной бедности, чем иной "безработный", разъезжающий на "Мерседесе".
         Перечень, который утвердило Правительство (предыдущий подобный документ был принят три года назад), - это нормативный, технический по сути акт. Это инструкция, в очередной раз подсказывающая социальным службам, как все-таки по возможности более точно считать доходы семьи, претендующей на получение социального пособия по бедности. Какие виды поступлений при этом учитывать в расчете среднедушевого показателя, а какие - нет.
         В частности, теперь при исчислении этого показателя должны учитываться не все "положенные" по законодательству, а лишь реально получаемые человеком льготы.
         Еще одно изменение - раньше в расчет принимались данные за полгода, теперь - за три последних месяца.
         По-прежнему наиболее слабым местом документа остается попытка учесть в доходах семьи поступления от использования всевозможного имущества, например, сдачи внаем жилплощади или гаража, подработки на собственном автомобиле, продаже продукции, выращенной на приусадебном участке или даче. Даже если существование таких "побочных" источников дохода вроде бы очевидно, точно рассчитать его в денежном выражении очень сложно.
         Впрочем, согласно закону об исчислении совокупного дохода семьи решение этого вопроса возложено на региональный уровень. Социальным службам, принимающим решение об оказании государственной социальной помощи, дано право "на месте" проверять истинное материальное положение семьи.
         До сих пор Закон о государственной социальной помощи выполняется далеко не везде. "Доплачивают" до прожиточного минимума либо оказывают "натуральную" поддержку неимущим в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Томске, Коми-Пермяцком АО и некоторых других территориях. В большинстве же социальное пособие по бедности регулярно не выплачивается даже тем, кто в нем остро нуждается. Понятно, что объясняется подобное положение дефицитом региональных бюджетов и нечетко прописанным механизмом возмещения таких затрат из федеральных источников. После завершения работы над пакетом законопроектов о разграничении полномочий ситуация станет более прозрачной. В полном же объеме закон о социальной помощи государства своим гражданам заработает, по мнению экспертов, не раньше 2005 года.

    Поделиться