Трагедия упавшего на Камчатке вертолета унесла жизни 20 человек. Погиб губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов. В перечне авиакатастроф последних лет появилась еще одна строчка. Увы, статистика авиапроисшествий и катастроф заставляет предположить, что "вертолетопад" на этом может не прекратиться.
В январе нынешнего года в аэропорту поселка Богучаны Красноярского края совершил вынужденную посадку Ми-8, в кабине которого во время полета загорелось аварийное табло "Стружка в двигателе". В мае в Хатанге совершил вынужденную посадку Ми-8, на борту которого находились 8 руководящих работников администрации Таймырского автономного округа. Во время полета в кабине экипажа вспыхнуло табло "Засорение топливного фильтра левого двигателя". Пострадавших, к счастью, не было. Через два месяца на Чукотке в 320 километрах от Анадыря пассажиры и экипаж едва успели выскочить из совершившего вынужденную посадку из-за пожара двигателя вертолета Ми-8. Машина сгорела полностью. В июле 2002 года в Ленинградской области неожиданно началось неуправляемое вращение у Ми-8, летевшего на высоте около 200 метров. Командир смог посадить вертолет в лесополосу, 12 человек оказались в госпитале. В августе 2002 года сразу два Ми-8 совершили вынужденную посадку. В тот же день вечером, взлетая из Долины гейзеров, получил повреждения лопастей винта другой Ми-8 с 28 туристами на борту. Чудом обошлось без пострадавших.
Стоит вспомнить упавший в подмосковном Ногинске осенью прошлого года вертолет Ка-26, тогда погибли 5 человек. В марте нынешнего года в Уссурийский залив упал вертолет Ка-27ПС Тихоокеанского флота, экипаж погиб. В мае 2002 года на Алтае пропал такой же военный вертолет, как показало следствие, летчики решили "подбросить" в горы спортсменов- сноубордистов, погибли 3 члена экипажа и 11 пассажиров. В октябре 2002 года на Камчатке с 20-метровой высоты упал принадлежавший пограничникам Ми-26, два человека погибли. В 1999 году в подмосковном Жуковском, стоило только закончиться очередному международному авиасалону МАКС-99, разбилась очередная " восьмерка", погиб бортинженер.В 2000 году под Санкт-Петербургом катастрофа Ми-8 унесла жизни 19 человек. В ноябре 2001 года под якутским Нерюнгри разбился Ми-8. Декабрь 2001 года был отмечен катастрофой военного Ми-17 в Колумбии, пилот врезался в скалу. Через неделю уже в Афганистане Ми-8 Северного альянса, выполнявший рейс Талукан-Кабул, разбился в горах, погиб 21 человек.
Существует такое понятие - выживаемость вертолетов. Увы, у наших машин она почти что вдвое ниже, чем, например, у американских геликоптеров. В результате при каждом падении российской "вертушки" погибает в среднем около 60 процентов находившихся на борту людей. А у американцев эта цифра не превышает 30. Сказываются надежность техники, доскональное соблюдение требований техники безопасности как экипажами, так и наземными службами. Да и поисково-спасательное обеспечение в военной авиации США налажено должным образом.
Летчикам нужна новая техника. Только постоянные тренировки в небе, позволяющие довести до совершенства навыки пилотирования, способны оградить экипажи от всевозможных " нештатных ситуаций". Это касается и экипажей "работающих" машин, потому что плановый полет и учебный - вещи совершенно разные, только в тренировочном полете экипаж может отработать свои действия в сложной и тем более нештатной ситуации. Увы, ни ресурса машин, ни топлива для тренировочных полетов зачастую не хватает, экипажи сидят на земле, латая изношенные винтокрылые корабли. Не исключено, что кое-кто из них, дабы не растерять навыки, пытается в рейсовом полете выполнить некую незапланированную задачу. Чем это может закончиться, показывает печальная статистика.