- Виктор Германович, какие из вопросов, вынесенных на повестку дня Госсовета, представляются вам наиболее актуальными для Южного федерального округа?
- Проблемы для всех одни: на восстановление и охрану водных объектов, на предотвращение и ликвидацию вредного воздействия вод средств не хватает... Юг России тут не исключение. И, естественно, у нас много общих с другими регионами проблем, связанных с низкой эффективностью системы управления водохозяйственным комплексом. Это и плохое качество питьевой воды из-за загрязнения поверхностных и подземных вод стоками крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов (до нормативного качества очищается только около 10 процентов сточных вод), и неудовлетворительное состояние водопроводных сетей, напорных гидротехнических сооружений и нарушения режима использования паводкоопасных территорий, что создает постоянную угрозу наводнений. Причем уровень изучения водных объектов совершенно не соответствует современным требованиям.
Программа "Вода России -ХХI век", по замыслу ее разработчиков, должна объединить в единое целое все федеральные целевые программы, а также программы социально-экономического развития регионов и отраслей экономики в части рационального использования и охраны водных ресурсов. Таким образом, появляется надежда, что наконец-то многолетняя ведомственная и территориальная разобщенность в сфере водопользования будет ликвидирована.
- Насколько известно, в повестку дня предстоящего Госсовета выносятся в первую очередь проблемы крупных рек Южного федерального округа: Волги, Дона, Кубани, Терека. Чем это вызвано?
- Интенсивное использование водных ресурсов Донского бассейна привело к их дефициту. Пропуск вод из Цимлянского водохранилища уже не обеспечивает потребности рыбного хозяйства, водного транспорта и орошаемого земледелия. На Нижнем Дону большинство очистных сооружений работают плохо, значительно загрязнены и малые реки. И все эти грязные стоки "сливаются" в Азовское море. Специалисты весьма обеспокоены ситуацией на Маныче: река мелеет, в ней увеличивается концентрация соли. Гибнет уникальная флора и фауна.
Волга и ее притоки, зарегулированные крупными водохранилищами, перегружены грязными стоками с урбанизированных территорий и сельскохозяйственных угодий. Нужно в срочном порядке решать вопросы улучшения питьевого водоснабжения, воспроизводства рыбных и биологических ресурсов.
Сточными водами и нефтепродуктами загрязнены бассейны Терека и других рек Западного Каспия. Каждую весну из-за отсутствия регулирующих емкостей водохранилищ и безобразного состояния гидросооружений в этом регионе возникает угроза наводнений и подтоплений.
- Прошлогодний летний потоп в 9 регионах Южного федерального округа натворил немало бед. Какие уроки извлечены из этой трагедии?
- Сложа руки мы не сидели, и определенные изменения в организации работы территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, конечно же, произошли. После потопа стало ясно, что во главе целого ряда районов и населенных пунктов стоят руководители, совершенно неспособные действовать в чрезвычайных обстоятельствах. Положение исправляется. Во всех республиках, краях и областях прошли учения, организованные службами ГО и ЧС. В них приняли участие 65 тысяч руководителей различных муниципальных служб. Восстановлена система экстренного оповещения населения о грядущих катаклизмах. В стадии завершения работа по созданию регионального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
В то же время многие проблемы не решены. Специалисты, например, бьют тревогу по поводу пропускной способности русел рек, которые не чистились целые десятилетия. Дело, правда, с мертвой точки сдвинулось: идут работы по очистке и углублению дна Волги, Кубани, Терека, Дона. А вот до маленьких рек и речушек руки еще не дошли. Между тем именно они наносят в половодье существенный вред сельскому хозяйству. По-прежнему вызывает озабоченность состояние объектов водного хозяйства. Многие гидротехнические сооружения нуждаются в капитальном ремонте, а эксплуатация 40 с лишним объектов вообще представляет потенциальную опасность и в любой момент может обернуться бедой. Так, придонные сбросы воды на Куйбышевском водохранилище не работают уже ... 40 лет. Особая головная боль - так называемые "бесхозные" гидросооружения, которые по разным причинам остались без хозяина.
И еще одна проблема требует своего разрешения - это отселение людей, проживающих в водоохранных зонах. Считаю, что давно пришла пора положить конец жилищному и промышленному строительству в таких опасных местах. К сожалению, до сих пор сплошь и рядом генеральный план застройки территорий водоохранных зон не согласовывается ни с Росгидрометом, ни с МЧС.
- Появились ли у населения новые гарантии безопасности?
-Серьезных подвижек в борьбе с наводнениями и подтоплениями мы ожидаем в связи с реализацией мероприятий, заложенных в программу "Вода России-ХХI век". Намечаются строительство и реконструкция защитных дамб на реке Кубань и ее левобережных притоках, на Волге и ее притоках; противопаводковые сооружения появятся на берегах Терека. Будут проведены берегоукрепительные работы на Цимлянском водохранилище и Дону, на реках южного склона Кавказского хребта в Краснодарском крае, на Волгоградском водохранилище. А для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений планируем задействовать органы государственной власти, местного самоуправления и собственников этих объектов.
К числу приоритетных задач, обозначенных в программе, относятся также расширение гидрологической и метеорологической сети на территории Северного Кавказа, модернизация системы сбора и передачи оперативной информации о затоплениях и засухах и об уровнях загрязнения поверхностных вод.
- В программе "Вода России-ХХI век" предусматривается комплекс мероприятий по обеспечению населения страны качественной питьевой водой. Какие города и сельские населенные пункты округа попали в программные проекты?
- Для того чтобы подать в необходимом объеме чистую воду в наши города и поселки, предстоит построить новые регулирующие емкости и гидроузлы, реконструировать водоочистные станции и системы водоснабжения, ввести в эксплуатацию энергетические и транспортные гидроузлы, модернизировать водозаборы подземных и поверхностных вод, значительно расширив их использование. Степень охвата городского населения системами централизованного водоснабжения возрастет до 100 процентов, а в поселках городского типа - до 95 процентов. 19 миллионов сельских жителей получат воду, соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям. Понятно, что мероприятия эти сперва будут проводиться в городах и районах, где состав питьевой воды далек от существующих стандартов. В первую очередь необходимо реконструировать Майкопский групповой водопровод в Адыгее, водоснабжение Буйнакска в Дагестане, строительство водозаборных сооружений и систем водоснабжения в Карачаево-Черкесской Республике. Программой также намечено уточнение прогнозных ресурсов питьевых подземных вод в районах с напряженной водохозяйственной и экологической обстановкой. Отдельный разговор о гидроузлах: запланированы реконструкция сооружений Большого Ставропольского канала, Донского магистрального канала и гидроузла на реке Кундрючья в Ростовской области, завершение строительства Тиховского гидроузла на Кубани.
- Будет ли на юге развиваться гидроэнергетика?
- Гидроэнергетика - одно из важнейших направлений комплексного использования водных ресурсов. Тут решается целый ряд проблем: обеспечение водой населения и объектов промышленности, сельского хозяйства, совершенствование воднотранспортных коммуникаций и снижение угрозы паводковых затоплений. Комплексное водохозяйственное строительство с участием гидроэнергетики планируется на Северном Кавказе в бассейнах Кубани, Терека и их притоков. Будут строиться вторая нитка Кочетовского шлюза на Нижнем Дону и вторая нитка Волго-Балтийского водного пути.
- Сколько же денег понадобится на проведение всей этой огромной работы? И каковы предполагаемые источники финансирования?
- Общая стоимость намеченных на период 2003-2015 годов водоохранных и водохозяйственных мероприятий - 854 миллиарда рублей. Основными источниками финансирования этих мероприятий должны стать платежи за пользование водными объектами, которые поступают в целевой бюджетный фонд, средства водопользователей и инвесторов, внебюджетные источники, международные займы и гранты.
- Произойдут ли какие-либо изменения в структуре государственного управления водным фондом?
- Согласно новой программе значительная часть полномочий федеральных органов передается на бассейновый уровень. А взаимодействия субъектов РФ в части водопользования будут регулироваться бассейновыми соглашениями. Важным элементом совершенствования государственного управления станет внедрение эффективного экономического механизма водопользования, расширение международного сотрудничества в связи с управлением трансграничными водными объектами.