Говорят, Сталин хотел построить лучшее в мире университетское здание. Проект поручили сначала архитектору Борису Иофану, но он быстро впал в немилость. "Эстафетную палочку" передали Льву Рудневу, в мастерской которого работали 400 человек. Подготовленный им генплан университетского городка произвел на Сталина благоприятное впечатление. Понравился и величественный стройный силуэт МГУ, и готический шпиль, и декоративное убранство. Так как придраться было не к чему, Иосиф Виссарионович ткнул пальцем в то место на бумаге, где были обозначены аллеи вдоль университетского комплекса зданий:
- А какие дэрэвья ви собираетесь посадить здэсь? Пачэму бы не посадить здэсь яблони?
Архитекторы согласно закивали головами и признали предложение гениальным. Стройка началась.
К лету 1949 года на Ленгорах вырыли котлован. Имелись серьезные опасения, что вода будет подмывать 240-метровое здание. К тому же и лето выдалось на редкость дождливым. Тогда нашли остроумное решение.
Здание возводилось на принципиально новом коробчатом фундаменте, который "приспосабливается" к состоянию грунта: опускается или поднимается в зависимости от того, в каком месте прорываются плывуны. Здесь и прямая экономия: не надо заливать бетоном гигантский котлован, как это делали американцы при строительстве своих небоскребов. Плывуны удерживали мощные морозильные установки, расположенные под зданием МГУ. После того как фундамент был готов, возвели каркас и начали кладку. В облицовке также использовалось много новинок. В частности, технология так называемого литого камня. Легкие плиты, имитировавшие натуральный камень, изготавливались на заводе в Очакове.
Всего в строительстве было задействовано 600 предприятий. Для доставки строительных материалов проложили 40 километров железнодорожного полотна. Строительство вели усиленными темпами. Первые этажи строили гражданские и военные специалисты. Выше одиннадцатого этажа работали заключенные. А потому на двадцатом этаже располагалась временная тюрьма.
Однако, несмотря на энтузиазм строителей, Сталин был недоволен. Говорил так: "Строим дорого, долго и плохо". Видимо, чувствовал, что не доживет до окончания строительства. Так и получилось. Он умер в марте, а университет был сдан в эксплуатацию в августе. А уже была заготовлена доска "Московский государственный университет им. И.В. Сталина"...
Участник строительства, а впоследствии начальник эксплуатационного участка Владимир Тихонович Славин вспоминает, что, когда Сталин умер, зеки ликовали, открывали окна, кричали: "Свобода!". Всего в "Стройлаге" числилось к окончанию строительства МГУ 14290 человек. Сооружение МГУ находилось под неусыпным контролем самого Лаврентия Берии, который приезжал на черном "ЗИС-110" в сопровождении плотного генерала с сединой на висках - Комаровского, начальника Главного управления лагерей промышленного строительства МВД. Сей чин курировал сооружение МГУ.
Генерал-майор Комаровский сделал головокружительную карьеру, досрочно получил звание генерала армии. Не менее удачно сложилась и судьба архитектора Льва Руднева. Он и его коллеги, участвовавшие в проектировании здания, получили Сталинские премии.
Многоярусный 36-этажный корпус с уступами вознесся на высоту 240 метров. Он напоминает ступени гигантской лестницы, которую венчает шпиль с девятиметровой звездой в 12 тонн. Всего в "высотке" около 50 тысяч помещений. Коридоры главного здания университета имеют общую протяженность более 160 километров.
Здание сразу стало режимным, закрытым. Стратегический объект предполагал особую охрану. Судачили, что под землей находятся переходы и одним из них здание МГУ даже соединено с дачей Сталина. Кстати, в шпиле в советское время находились службы КГБ.
Тайная жизнь МГУ и других "высоток" - тема, обросшая легендами и домыслами. О ней знали лишь немногие посвященные. Все же остальные знают МГУ как один из лучших университетских комплексов мира, а на момент его строительства, наверное, и самый лучший.