Федеральные стандарты появились в 1997 году, когда Правительство приступило к реализации коммунальной реформы. Тогда Госстрой выпустил свое первое постановление с "ориентирами" для регионов, исходя из которых рассчитывались потребности помощи каждой территории из федерального бюджета. Но получить эту помощь регион мог при условии, что выполнит свою часть обязательств перед коммунальной отраслью. Однако только в следующем 1998 году этот ведомственный документ приобрел статус правительственного. С этого времени главы местных администраций были просто-напросто обязаны придерживаться норм, определяемых федеральным центром. Чтобы обеспечить реформу, Правительство шло по пути постепенного ужесточения этих нормативов: поэтапно повышались и стоимость обслуживания одного квадратного метра, и доля платежей населения в общей "раскладке" финансирования ЖКХ, и уровень трат на жилье в бюджете семьи.
Предполагалась, что через пять лет - к нынешнему году - люди станут оплачивать эти услуги полностью и тем самым своими деньгами "покроют" издержки коммунальщиков.
На деле, несмотря на то, что федеральные стандарты из года в год росли, коммунальная отрасль продолжала хиреть. Причин тому много, но главных - две: долги местных бюджетов (мэры перестали оплачивать за потребляемое больницами, школами, кинотеатрами и иными бюджетными организациями воду, тепло и свет). Вторая: местные власти вообще перестали обращать внимание на проблемы ЖЭКов - муниципальных предприятий, полагая, что коммунальщики должны сами зарабатывать деньги. А как?
Самое простое решение в этой ситуации - поднять тарифы. И в ряде регионов так и сделали. Однако практика показала, что если нормы оплаты в том или ином городе не превышают 80 процентов от себестоимости услуг (а остальное доплачивает бюджет), население платит исправно. Но как только главами администраций принимается решение поднять тарифы до 100 процентов, тут же уровень собираемости падает. При этом люди отказываются платить не только из-за скудости кошелька (и ныне каждый четвертый россиянин - бедный). Возмущает качество услуг: вода ржавая, батареи чуть теплые.
В Госстрое считают, что при таком положении дел нет смысла в очередной раз поднимать федеральные стандарты. Более того, документом предусмотрено, что главы местных администраций сами исходя из платежеспособности потребителей услуг и финансовой устойчивости коммунальных предприятий могут установить ту или иную планку.
Кстати, на практике примерно половина регионов удерживает тарифы из расчета 90 процентов от себестоимости. В каждом пятом - население оплачивает 80-85 процентов, в остальных - не более половины себестоимости.
Разница между федеральным стандартом и нормой, которая установлена местной администрацией, должна компенсироваться из своего же бюджета. Однако какую часть из нынешней 10-процентной разницы возьмет на себя федеральный бюджет, а какую - региональный, в Госстрое не знают: "Это решает Минфин". Скорее всего, трансферты будут определяться категорией региона: дотационная область или же она донор.
И еще одна новость - впервые Правительство вводит стандарты стоимости капитального ремонта жилых домов. В Госстрое сообщили, что деньги на этот ремонт не должны включаться в ежемесячные платежи населения. Эти затраты полностью ложатся на плечи местной казны.