29.08.2003 16:45
    Поделиться

    Ревизор для метро

         Он сообщил, что за метростроителями сегодня "присматривают" четыре ведомства: координирует работу Минэкономразвития, финансирует Минфин, контролирует Минтранс, а Госстрой выступает в роли эксперта. При этом генерального подрядчика и проектировщика у метрополитенов нет. Отсюда и растут ноги всех проблем, которые ныне испытывают подземки страны.
         Сегодня в 11 городах России протянуты линии подземки. Это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Красноярск, Казань, Уфа. К этим мегаполисам примыкает Волгоград (здесь метро называется линией скоростного трамвая). Общая протяженность подземной железной дороги превышает 430 километров. Ежегодно поездами подземок перевозится 4,2 млрд. пассажиров - в два раза больше, чем железнодорожниками страны.
         Между тем до начала 90-х госзаказчиком и подрядчиком по проектированию, строительству и реконструкции метрополитенов выступал, по сути, Минтранс (специальное управление и проектные институты при ведомстве). В 1991 году метрополитены из государственной собственности были переданы в муниципальную. С этого времени контроль за работой этого вида транспорта и строительством новых веток распыляется между четырьмя федеральными ведомствами: Минэкономразвития, Минтрансом, Минфином и Госстрой. Тем не менее реальную ответственность несет городская власть.
         Еще в 1996 году Правительство приняло на себя обязательство помогать регионам - оплачивать половину необходимых средств на поддержание и развитие метрополитена. Однако три года назад расклад поменялся. Федеральная казна стала выделять лишь 20 процентов необходимых средств. И сразу же строительство стало сворачиваться: в 2001 году из запланированных семи километров было построено два, в 2002-м - из планируемых 11 километров регионы осилили лишь шесть. Не изменилось к лучшему положение и в этом году. Почему?
         Строить метрополитены местная власть предпочитает на деньги из центра. "Вот в Казани хотят проложить новую ветку метро длиною в девять километров, и при этом считают, что ее Москва для них должна построить", - сообщил Николай Кошман. При этом глава Госстроя не согласен с требованиями регионов увеличить финансовую помощь, доли 20 "федеральных" процентов, по его мнению, достаточно. Лишь в критических ситуациях: когда требуется срочный ремонт туннелей, как это было, к примеру, в Санкт-Петербурге, доля финансирования может возрасти до половины. Однако эти деньги должны находиться под жестким контролем. Иными словами, распределять, следить за потоком из федеральной казны должна одна "нянька" - Госстрой России.

    Поделиться