Глубокий след металлургии
Особенно острые экологические проблемы на протяжении последних 40 лет в результате промышленной деятельности накопились в городах Уральского федерального округа: Первоуральске, Челябинске, Карабаше, Магнитогорске и Нижнем Тагиле. По словам руководителя Департамента Госконтроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды по УрФО Николая Крупинина, Урал по своему экономическому потенциалу не сравним с остальными регионами. Но и по своей антропогенной нагрузке находится впереди планеты всей.
Основную головную боль экологам доставляют проблемы нефтегазового комплекса. Обширная сеть трубопроводов, опутавшая УрФО за последние десятилетия, расположена в сложных климатических условиях. Отсюда износ труб, сопряженный с выбросами нефтепродуктов не только в почву, но и в водоемы. Но для того чтобы рекультивировать загрязненные территории, требуются значительные затраты. Поэтому недропользователи зачастую игнорируют очистку земель.
Забывают нефтяники и о своих обязательствах утилизировать не менее 95-97 процентов попутного газа. Таким образом, сжигается не только ценный природный ресурс, но и происходит загрязнение окружающей среды. В этом случае, считает Николай Крупинин, МПР России и субъекты Федерации должны строже подходить к выдаче лицензий на добычу полезных ископаемых. В утилизацию попутного нефтяного газа надо вкладывать серьезные средства.
Сегодня повсеместно сказывается трехсотлетняя металлургическая деятельность на Урале. Ведь некоторые медеплавильные заводы до сих пор работают по технологиям XIX века. Поэтому загрязнение воздушного бассейна происходит в том числе из-за устаревших конверторных цехов. Самой горячей точкой на Урале в экологическом плане является Карабаш.
- Поэтому мы решили приостановить работу местного конвертерного цеха, чтобы ЗАО "Карабашмедь" разработало программу по устранению загрязнения окружающей среды, - говорит Николай Крупинин. - Однако губернатор Челябинской области Петр Сумин своим постановлением N 60 от 19 февраля 2003 года "Об установлении для ЗАО "Карабашмедь" сроков предельно допустимых выбросов опасных веществ в атмосферу" разрешил предприятию выбрасывать в воздух в 2005 году 169 граммов в секунду диоксида серы, а в 2003 и 2004 годах - 5682,4 грамма в секунду. А это в 33,5 раза выше, чем сегодня допускается федеральными законами.
Если Ревду, Красноуральск, Краснотурьинск, Первоуральск, Каменск-Уральский загрязняет в основном цветная металлургия, то Нижний Тагил - черная. По данным экологического сайта News.Battery.Ru, до 40 процентов выбросов вредных веществ в атмосферу этого старинного уральского города дает Нижнетагильский металлургический комбинат, до 50 процентов - Высокогорское рудоуправление.
С 1955 года в Нижнем Тагиле постепенно снижается рождаемость, с 1987 года растет смертность населения. За последние 20 лет здесь достаточно стабилен уровень младенческой смертности, но при этом увеличивается количество патологических родов и экстрагенитальной патологии у беременных. Среди 67 неблагополучных российских городов Нижний Тагил находится на 5-м месте по частоте рождения детей с малым весом. Из 15 тысяч опрошенных юных тагильчан 43 процента страдают различными аллергическими реакциями. Высок уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями.
Основная доля выбросов вредных веществ приходится на крупнейший в регионе Среднеуральский медеплавильный завод. Как сообщил недавно заместитель Генерального прокурора РФ Юрий Золотов, в окрестностях Первоуральска из-за токсичных выбросов медеплавильного гиганта даже появился новый вид смертельно опасных грибов - "сумзики", как их называют местные жители.
Речка быстрая, серебристая. Была
Уральские экологи озабочены и состоянием реки Чусовой. Эта живописная река является основным источником питьевой воды для многих жителей Свердловской и Пермской областей. По данным специалистов, основная масса вредных веществ, попадающих в реку, приходится на выбросы промышленных предприятий Первоуральска и Ревды. А решить проблему может создание национального парка в бассейне реки, предполагающее полное прекращение плановой вырубки леса и строительства промышленных объектов на ее берегах.
Серьезную опасность представляет образовавшийся в результате деятельности ПО "Маяк" теченский каскад водоемов. В период паводка и проливных дождей вода здесь того и гляди перехлестнет плотину. Много хлопот экологам доставляет Щучанский полигон по утилизации химического оружия, расположенный в Курганской области.
По словам заведующего отделом надзора за средой обитания областного ЦГСЭН Александра Баевского, в Свердловской области всегда были и до сих пор, к сожалению, остаются большие проблемы с чистой водой. Например, из-за огромного количества гуминовых веществ уральская водица окрашивается в желтый цвет. Да к тому же очистные сооружения оставляют желать лучшего. К примеру, Верхне-Макаровское и Волчихинское (Флюс) водохранилища не очищались уже более 60 лет. На Верх-Исетском пруду очистные работы проводились еще раньше.
Города со стотысячным населением в Свердловской области, за исключением Серова, используют воду из поверхностных питьевых источников. Конечно, в последние годы там созданы неплохие очистные сооружения, но пришедшие в негодность коммуникации все портят. И поэтому, когда вода доходит до потребителя, то из-за превышения содержащегося в ней железа и других элементов к употреблению в пищу становится малопригодной. Оттого питьевую воду приходится хлорировать, в результате чего в ней появляются различные вредные примеси.
Однако не все так плохо. Районы с чистой водой есть, и, как сообщил Александр Баевский, расположены они в окрестностях Североуральска, Березовского и Сысерти.
По состоянию почвы хуже всего обстоят дела в таких промышленных городах, как Кировоград, Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Екатеринбург, Краснотурьинск, Первоуральск, Полевской, утверждают специалисты. Поэтому, чтобы исключить роль почвы в качестве фактора загрязнения окружающей среды, они предлагают соответствующим службам заняться озеленением, проведением влажной уборки улиц, уменьшая содержание пыли.
Кроме того, из уральской почвы выделяется природный газ - радон, способствующий развитию рака легких, здесь расположены ртутные аномалии. От Кольского полуострова до Казахстана через Урал прошел излом в земной коре с выходом на поверхность множества редкоземельных элементов, что также негативно влияет на здоровье людей. В Режевском районе, к примеру, на поверхности земли находятся залежи радиоактивного гранита.
На востоке Свердловской области - в Талицком, Пышминском, Камышловском районах - количество минеральных солей в воде превышает все допустимые нормы.
Но наибольшее количество экологических проблем скопилось, по мнению специалистов, в крупнейшем мегаполисе округа - Екатеринбурге. Здесь находится почти сотня зон, опасных для проживания человека.
В настоящее время в Екатеринбурге нет ни одного экологически безопасного района, считают специалисты. Транспорт и теплоэнергетика являются источниками выброса окислов азота, содержание которого в городе превышает допустимые нормы.
Но, что удивительно, самое элитное жилье в Екатеринбурге строят в самом экологически неблагополучном месте - центре города. И люди из-за близости к месту своей работы и досуговых центров с настойчивостью, достойной лучшего применения, стремятся там надолго обосноваться.
В советское время проблема с отселением людей из опасных зон города начала мало-помалу решаться, но с развалом Союза специальная программа по отселению людей из неблагополучных районов благополучно забылась. Сейчас в этом направлении кое-что движется. Увы, очень медленно: нет необходимого финансирования и заинтересованности властей. Только совсем недавно разработан долговременный план развития города с привлечением ученых.
Одновременно депутаты Екатеринбургской городской Думы приняли соответствующее положение, призванное приостановить процесс превращения города в зону экологического бедствия. Так, по программе "Старым заводам - новую жизнь" предполагается вынос за городскую черту опасных промышленных объектов. Начинать нужно со строительства объездных дорог. Но, по признанию председателя Екатеринбургской городской Думы Якова Силина, из-за несогласованности в действиях областных и городских властей в областном центре объездную транспортную магистраль не могут достроить уже много лет. А проблемы с загрязнением дворов и улиц пылью и бытовым мусором полностью лежат на совести городских властей.
Три миллиона человек в Свердловской области не имеют пригодных для жизни условий. В то же время, словно грибы после дождя, в природоохранной зоне стали возникать элитные особняки, сообщил на недавней пресс-конференции заместитель Генпрокурора РФ Юрий Золотов. Озвучил он и следующие тревожные факты. Сегодня в Свердловской области находится 1144 скотомогильника. Из них 77 содержат споры сибирской язвы. В Курганской области 20 таких скотомогильников, в Челябинской - 7. Один из скотомогильников со спорами сибирской язвы в Тюменской области сейчас подмыт водами реки Тобол. И если споры попадут в реку, то вплоть до Северного Ледовитого океана на всей территории Обского бассейна никому мало не покажется. Ситуацию усугубляет то, что о местонахождении многих захоронений скота местные власти не знают. Да и действия прокуратуры в экологической сфере недостаточны.
По сообщению руководителя Службы охраны окружающей среды ГУПР Свердловской области Александра Александрова, в Красноуфимском районе уже более 50 лет на неохраняемом, полуразвалившемся складе находится 82 тысячи тонн радиоактивного монацитового песка. Склад является областной собственностью. Но региональным властям все как-то не до него, хотя радиоактивный концентрат представляет собой серьезную опасность.
Жить здесь можно, только осторожно
Однако не все так плохо в УрФО. В Департаменте Госконтроля округа сложилось положительное мнение о природоохранной деятельности в Тюменской области, где направляют солидные финансовые ресурсы в жилищно-коммунальную сферу, строительство очистных и водоочистных сооружений.
Зеленые зоны создаются и вокруг городов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, где ограничена хозяйственная деятельность. Несмотря на ограниченность местных бюджетов, проводится озеленение малых городов и поселков Курганской области. В Свердловской области обустраиваются родники. Это очень важная задача, которая пока, к сожалению, больше нигде не решается.
Всего на оздоровление окружающей среды в экологически неблагополучных районах Свердловской области перечислено в минувшем году лишь 3 миллиона рублей. Один миллион израсходован на экологическое воспитание подрастающего поколения. При том, что на переработку техногенных образований из федерального бюджета в прошлом году выделено 95 миллионов рублей, а 86 миллионов - из средств предприятий. Из бюджета субъекта Федерации средства на эти цели не выделялись.
Для сравнения: общий объем прошлогоднего финансирования экологических программ в Челябинской области составил 1,2 миллиарда рублей. При этом из федерального бюджета выделено 35 миллионов рублей, из областного - 9,7, из средств предприятий - 1,1 миллиарда. В результате проведенных мероприятий за прошлый год выбросы в атмосферу снизились на 5600 тонн, сокращение сбросов вредных веществ в водоемы составило 824 тонны, рекультивация и очистка загрязненных земель - 17,6 гектара.
В Курганской области на экологические мероприятия в минувшем году израсходовано 251,1 миллиона рублей. Из них на сбережение окружающей среды, лесо- и водоохранные мероприятия - 61,9 миллиона. На экологическое образование - 881 тысяча. На экологические программы в Тюменской области потрачено 177,5 миллиона рублей, в Ямало-Ненецком автономном округе - 184,7 миллиона. Однако эти суммы не характеризуют работу руководства субъектов Федерации, поскольку значительные средства выделены самими природопользователями, а также из целевых внебюджетных экологических фондов.