"За первое место по положению конкурса предусмотрена денежная премия в 6 тысяч рублей, за второе - 4 тысячи, за третье - 3 тысячи. Есть семь поощрительных премий по 1,5 тысячи рублей, - рассказал корреспонденту "РГ" первый заместитель начальника Управления по воспитательной работе с осужденными ГУИН Минюста России Виталий Полозюк. - Мы проводим такой конкурс впервые, но теперь он станет ежегодным. Это инициатива благотворительного фонда содействия социальной реабилитации осужденных и защиты персонала уголовно-исправительной системы Минюста "Попечитель". В конкурсе участвовали 44 воспитанника из 62 колоний. Прежде всего экспертная комиссия обращала внимание на успеваемость, поведение, на отношение к совершенному преступлению".
Итоги конкурса подводили в Подмосковье, в Икшанской воспитательной колонии. К событию готовились основательно. Мы были здесь накануне, когда повсюду царила предпраздничная суматоха. И вообще, если бы не двойной забор и следовая полоса, можно было подумать, что мы попали в обыкновенный пионерский лагерь. Футбольное поле, баскетбольная площадка, аккуратные клумбы. Вот только не слышно привычного веселого гомона.
"Статьи у них серьезные, - знакомит нас с воспитанниками заместитель начальника колонии Олег Номинант. - Только мы все равно не относимся к ним, как к закоренелым преступникам. Мальчишки совершили серьезную, страшную, но ошибку. И мы должны сделать все, чтобы они это поняли. А главное - никогда больше сюда не попадали".
Из колонистов пытаются сделать людей с будущем, причем с хорошим, достойным будущем. И во многом помогает школа, которая находится здесь же на территории колонии - Икшанская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 2. Это одно из 227 подобных учебных заведений России. С его аттестатом ребята могут поступать в любой вуз страны. Кстати, в этом году впервые в истории икшанской колонии 20 выпускников школы стали студентами Московского психолого-социального института. Из них сформировали специальную группу, и педагоги будут ездить сюда читать лекции, принимать экзамены.
Но попадаются среди колонистов и такие, кто не умеет ни читать, ни писать. Таким прямая дорога в коррекционный класс. "К сожалению, - говорит Олег Сергеевич, - они у нас не пустуют. Например, в прошлом году туда направили более 30 человек из 238 воспитанников".
Растет число таких классов и в других колониях. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Было бы желание учиться. Директор школы Наталия Номинант, не скрывая гордости, показывала классные журналы. Среди многочисленных "троек" стройными рядами обозначались "четверки", среди которых россыпью попадались даже "пятерки". "Если бы вы знали, каким адским трудом все это дается, - говорит Наталия Георгиевна. - У нас же нет домашних заданий. До обеда ребята работают, потом учатся. За урок мы должны вложить в них максимум знаний. Ученики сложные, педагогически запущенные. Наши учителя к каждому уроку готовятся, как в первый раз. Придумывают учебные игры, рисуют схемы".
В прошлом году у икшанских учителей практически не было ни выходных, ни праздников. Они приходили в школу и вели кружки, ставили спектакли, репетировали с музыкальным ансамблем. А с желающими даже занимались английским языком, которого нет в учебной программе. И несколько учеников в прошлом году успешно сдали выпускные экзамены по иностранному языку.
Конечно, не все так безоблачно в жизни колонии, как это может показаться в праздничный день. Недаром в школьной аптечке постоянно пополняется запас валокордина, валидола и валерьянки. Как отмечают специалисты, в колониях для несовершеннолетних преступников в последнее время осложнилась криминогенная обстановка, так как все больше подростков попадают сюда за совершение тяжких преступлений. Каждый десятый подросток - сирота или лишенный родительского попечения. Каждый третий - имеет отклонения в психическом развитии. И не так-то просто научить их по-другому смотреть на свою жизнь. Есть и неподдающиеся. Есть и такие, которые в колонии вроде бы стали меняться, но, возвращаясь домой, где воровство давно стало нормой, берутся за старое. И месяца через три снова совершают преступление.
"Вы понимаете, - с болью говорит Олег Сергеевич, - все от семьи идет. Мало родители уделяют внимание мальчишкам. Пить ребята начинают рано. 99 процентов правонарушений они совершают в алкогольном опьянении. Это же о многом говорит. Мы их лечим. Но у нас за год 70 процентов состава колонистов меняется. Всех не исправишь".
На парадной лестнице школы колонист Александр красил лестничные проемы. Вчера ему тоже вручили студенческий билет. Мы пожелали парню успехов. - Большое спасибо! - просветлев глазами, откликнулся Александр. Ребята здесь редко улыбаются. Только тогда, когда там, на воле, за колючей проволокой, у них появляется шанс изменить свою судьбу.