Что бы там ни говорили, факт налицо - никуда не деться от новой составляющей мировой политики. Хорошо просматривается и ее главная суть - это американская мощь. Можно лишь удивляться стремительности процесса. Во время своей избирательной кампании Буш-младший заявил, что американская политика должна стать "скромной".
Его сегодняшнюю политику экс-президент Билл Клинтон охарактеризовал так: "Наша парадигма сейчас вырисовывается так: нечто ужасное случилось с нами 11 сентября, и это дало нам право интерпретировать все будущие события таким образом, что все в мире должны с нами соглашаться. А если не согласятся, то направятся прямо в преисподнюю".
Джордж Буш, вообще Белый дом не только говорят. В мае этого года, когда Багдад практически был уже повержен, шеф Пентагона Дональд Рамсфелд заявил, что США рассматривают возможность применения (разумеется, в рамках борьбы с международным терроризмом) ядерного оружия малой мощности против замаскированных объектов по производству ОМУ. Правда, при этом он подчеркнул, что пока у Вашингтона нет никаких конкретных планов по нанесению подобных ядерных ударов, соответствующее оружие находится еще в стадии разработки, а главное - в американском законодательстве должны быть сняты все запреты относительно создания подобного оружия.
Но, похоже, военный министр явно блефовал.
В начале августа, когда весь мир отмечал печальную годовщину атомной бомбардировки Японии, в Омахе, штат Небраска, была проведена "секретная" конференция, на которой высокопоставленные чиновники Пентагона вместе с экспертами-ядерщиками обсуждали способы усовершенствования ядерного арсенала Америки. Как писала газета "Интернэшнл геральд трибюн", время проведения такой конференции лишь усилило впечатление, сложившееся у всего мира: США бездушно относятся к мнениям и чувствам других. Вскоре стало известно, что участники конференции рассматривали конкретные потребности, во-первых, в маломощных, во-вторых, заглубляющихся в землю ядерных боеприпасах, в-третьих, ядерных зарядах с повышенным выходом начальной радиации, а также - это уже в-четвертых, для уничтожения химических и биологических рецептур ОМУ.
Как известно, разработка ядерного оружия (ЯО) и наличие его в арсеналах являются сегодня символами военной мощи и считаются определяющими факторами прежде всего в структуре стабильности на основе взаимного устрашения. Именно поэтому ЯО остается предметом вожделения для многих стран в их стремлении гарантировать свою безопасность. Но ни один из обсуждавшихся новых типов ядерных боеприпасов не усиливает возможностей США по устрашению потенциального противника. Скорее Вашингтон стал зависим от "принципа ядерного домино".
Попробуем разобраться.
Маломощные ядерные боеприпасы предусматривают создание ядерных авиационных бомб, мощность которых, возможно, в сотни раз меньше мощности бомбы, сброшенной на Хиросиму. Сторонники маломощных ядерных боеприпасов доказывают, что ядерные авиационные бомбы мощностью порядка 100 тонн (в тротиловом эквиваленте) позволят заполнить критический промежуток между имеющимися сегодня в арсенале США наименее мощными (тротиловый эквивалент примерно 300 тонн) ядерными авиационными бомбами и самыми мощными (около 10 тонн тротила) обычными авиационными бомбами. Но едва ли противник, которого не устрашила серия обычных 10-тонных авиационных бомб, станет задумываться, как ему следует вести себя в случае угрозы применения ядерной авиационной бомбы мощностью 100 тонн. Таким образом, маломощные ядерные авиационные бомбы для решения задачи устрашения не пригодны.
Заглубляющиеся в землю ядерные боеприпасы имеют чуть больше смысла, хотя и тут встает вопрос, можно ли добиться того, чтобы при взрыве таких боеприпасов не происходило сильное радиоактивное заражение местности. Оказывается, что нельзя. Ведь для решения задачи поражения заглубленных высокопрочных бункеров нужны ядерные боеприпасы возможно больших, чем ныне существующих, мощностей, которые были бы способны проникать в землю на большую глубину. Только в таком случае они смогут удержать от нападения на американские объекты. Но все дело в том, что ныне предлагаемые конструкции бомб предусматривают увеличение глубины проникновения в землю максимум в два раза по сравнению с существующими боеприпасами. Что же касается сильного радиоактивного заражения местности, то его избежать не удастся.
Необходимость в боеприпасах с повышенным выходом начальной радиации уже обсуждалась и была отвергнута еще в 1980-е годы. Первоначально предполагалось применять такие боеприпасы (известные под названием "нейтронной бомбы") для борьбы с многочисленными бронетанковыми силами Советского Союза и стран Варшавского договора. Однако уже тогда критики доказывали, что эту работу могут лучше выполнять высокоточные управляемые боеприпасы. Однако сегодня, когда управляемые боеприпасы стали значительно более точными, и не стало противника, который имел бы многочисленные бронетанковые силы, нет никакого резона для создания подобного оружия.
Наконец, о боеприпасах для уничтожения химических и биологических рецептур, являющихся сегодня, пожалуй, наиболее опасным предложением. Такие заряды предназначаются для проникновения в защищенные хранилища и безопасного - без распространения смертоносных веществ - сжигания находящегося там химического или биологического оружия. Однако в ходе недавних исследований эта способность была поставлена под сомнение. Помимо этого для достижения желаемого эффекта нужна точная разведывательная информация, которой Соединенные Штаты явно не располагали, например, в Ираке. Таким образом, эти боеприпасы малоэффективны как средство устрашения противника. Да и практика показывает, что нередко лаборатории и заводы т.н. "двойного назначения" (которые могут одновременно производить химическую продукцию гражданского и военного назначения) располагаются в черте густонаселенных городов. Поэтому применение подобных боеприпасов неминуемо приведет к огромным человеческим жертвам.
Буквально на днях стало известно, что Пентагон активно занимается разработкой нового вида ядерного заряда. При его взрыве возникает излучение, которое, подобно "нейтронной бомбе", уничтожает все живое в районе поражения.
Американские военные уже внесли новый ядерный заряд в список наиболее важных военных разработок. Его основой является химический элемент гафний, атомы которого при облучении активизируются. В результате начинает выделяться энергия в форме смертельного гамма-излучения. По бризантности (разрушительной способности) один грамм гафния может быть эквивалентен 50 килограммам тротила. Эксперты Пентагона пришли в восторг: "Такая необычная плотность энергии может произвести революцию во всем военном деле".
При помощи гафния можно создавать миниатюрные снаряды и затем сбрасывать их с самолета или выстреливать из танков или орудий, даже из обычных РПГ. Как пишут западные СМИ, армия, обладающая таким оружием, будет значительно превосходить любого противника. Радиоактивных осадков после взрыва гафниевой бомбы солдатам опасаться не нужно, поскольку она гораздо менее радиоактивна, чем обычная атомная бомба.
Новое лучевое оружие прекрасно вписывается в ядерную политику нынешнего американского правительства: ведь применение атомных мини-бомб предусмотрено разработанной им доктриной безопасности. Несмотря на то, что закон Фурса-Спратта от 1994 года запрещает военным разрабатывать ядерное оружие мощностью менее пяти килотонн в тротиловом эквиваленте, тем не менее они заявляют: гафний, мол, детонирует без ядерного распада, поэтому он не подпадает под действие ни этого закона, ни других международных договоров. Гафниевые снаряды ближе к обычным вооружениям, чем к ядерным, заявил один из представителей Пентагона.