Что было потом, так и не вспомнила. Очнулась, когда уже стояла на коленях, а под руки держали двое прохожих. Перед глазами плыл туман, и на вопрос, куда ей нужно, ответила в полузабытьи: "Отправьте меня домой, в центр".
Остановку свою она пропустила. И, еще плохо понимая, где находится, спросила у женщины с большой дорожной сумкой, как попасть к гостинице "Владимир". На счастье, женщина отправлялась именно туда и помогла доехать ей до дома.
А навстречу по улице Большой Московской уже шла подруга, вдвоем с которой собирались отправиться в гости. Встревоженная опозданием Капитолины Сергеевны, она спросила, что случилось. Добрая попутчица с недоверием пересказала услышанную от Артамоновой историю о дереве.
Видела бы она гигантский тополь, лежащий поперек тротуара, наверняка бы перестала сомневаться! Дерево высотой почти с девятиэтажный административный корпус химического завода и два метра в обхвате упало на газетный киоск и своим мощным стволом почти пополам согнуло его крышу.
Именно этот киоск и спас жизнь пенсионерки Артамоновой, самортизировав удар кроны. И как выяснилось позже, не только ей! В газетном ларьке в то время находилась продавец Галина Викторовна Карулина вместе со своей внучкой-школьницей.
Но те даже не успели испугаться, увидев пролом в потолке. А вот Капитолине Сергеевне повезло меньше: на голове, несмотря на толстый берет и поднятый капюшон куртки, была рана, на ноге - огромный синяк, а правая рука распухла так, что не смогла даже самостоятельно открыть кран на собственной кухне.
Обращаться за помощью к врачу категорически отказалась. Рассчитывала вылечиться с помощью испытанных средств: компресса, йода и болеутоляющего. Но головная боль не только не прошла, но и усилилась, и советом подруги пришлось воспользоваться уже на следующий день.
Сначала отправилась в городской травматологический пункт, а потом в поликлинику. Участковый невропатолог предложил лечь в стационар. Предпочла получать уколы и физиопроцедуры амбулаторно. Не помогло. "Сдаваться" в больницу пошла под нажимом той же подруги.
Но и после двухнедельного лечения в больнице с диагнозом "черепно-мозговая травма головы, ушибы мягких тканей бедра и голени", а затем месячного дома Артамонова по-прежнему считала, что никто, кроме нее самой, ответственности за ухудшение состояния ее здоровья нести не должен. Впервые вопрос "А вы будете подавать в суд?" прозвучал из уст заведующего неврологическим отделением. И она искренне ответила: "Я об этом и не думала".
Позднее "подключились" родные и близкие: "Ну сколько можно страдать не по своей вине?" Действительно, чтобы выкроить денег на необходимые, отнюдь не дешевые лекарства из пенсии в 1400 рублей, приходилось во многом себе отказывать.
Педагог по образованию, до выхода на заслуженный отдых она работала секретарем комиссии по делам несовершеннолетних во Фрунзенском райисполкоме Владимира. По роду своей деятельности встречалась с юристами, читала специальную юридическую литературу и даже составляла исковые заявления и знала, что суд не всегда заканчивается победой.
Поэтому, прежде чем затевать тяжбу, решила посоветоваться с коллегами по исполкому. А те, вникнув в обстоятельства беды, посоветовали ей сначала найти ответчика и попытаться договориться с ним до суда.
Но мировой не получилось. Написала письмо на химзавод, поскольку тополь рос рядом с его забором, но химики ей ответили, что никакого отношения к упавшему дереву не имеют, эта земля муниципальная. Городской комитет по земельным ресурсам тоже от земли отказался. Дескать, она заводская. Только после этого терпеливая владимирская пенсионерка отправилась в суд.
- Рассматривая в суде дела различных акционерных обществ, нередко вижу, как их юристы буквально "забивают" истцов юридическими терминами. Давать консультации мы не можем, а вот посоветовать вправе. Поэтому я посоветовала Капитолине Сергеевне обратиться к заведующей юридической консультацией N 2 Тамаре Ивановне Нефедовой, которая специализируется на делах по возмещению ущерба здоровью, - рассказывает судья Фрунзенского районного суда Владимира Светлана Викторовна Белякова, к которой пришла Артамонова.
- А Капитолина Сергеевна не скрывает, что восприняла добрый совет без благодарности и даже со страхом:
- Чтобы нанять адвоката за две тысячи рублей, продала дачный холодильник, золотое обручальное кольцо, лыжи с ботинками. Переживала. Но теперь понимаю, что без адвоката мне пришлось бы очень трудно.
И судья, и адвокат единодушны: самое сложное в этом деле было найти хозяина дерева. На предварительной беседе представители завода с документами и планом в руках доказали, что земля, на которой росло упавшее дерево, принадлежит муниципалитету, то есть городу, и были освобождены от участия в деле.
Чтобы понять, чье дерево травмировало пенсионерку, в качестве ответчиков в суд были привлечены администрация Владимира, МУП "Дорожник", управление по благоустройству, транспорту и связи и комитет по земельным ресурсам города.
- Хозяина дерева мы искали и в судебных заседаниях, и с выездом на место фактически два года. Надо мной даже коллеги подшучивали: "Ну что, нашла?" А когда все-таки определились, дело сразу пошло легче, - считает Светлана Викторовна.
Адвокат Тамара Ивановна Нефедова отмечает еще одну отличительную черту этого разбирательства:
- Пришлось перелопатить "горы" инструкций. Я и предположить не могла, что их такое количество! Буквально на все случаи жизни. Но, по сути, они не исполняются.
Когда дело близилось к развязке, МУП "Дорожник" попытался переложить вину на городское управление по благоустройству, транспорту и связи. Управление доказало, что дерево находится на балансе МУП "Дорожник".
Но и этого оказалось мало. В качестве последнего аргумента муниципальное предприятие использовало причину гибели тополя. Дерево росло впритык к тротуару, из-за этого и засохло. А значит, ответственность за случившееся должны нести те, кто заасфальтировал дорожку в нарушение строительных норм, то есть ООО НПТО "Магазин "Химик", расположенный на первом этаже заводского здания.
Но судья была непреклонна: "Обращайтесь за возмещением ущерба к магазину и не перекладывайте ваши проблемы на истицу!"
И ее позиция была подкреплена соответствующими инструкциями. К примеру, по "правилам уборки территории", принятым Владимирским Советом народных депутатов в 1997 году, функции по уходу за зелеными насаждениями на муниципальной земле собственник возложил на МУП "Дорожник". А представитель администрации города подтвердил в суде, что с 1998 года и по настоящий день МУП "Дорожник" с заявлением о сносе дерева в комиссию по охране зеленых насаждений не обращалось. Что и требовалось доказать.
Роль Артамоновой в деле не ограничилась только подачей искового заявления. Используя свой прежний опыт и связи, она добывала всевозможные не в меру засекреченные чиновничьи инструкции. Разносила повестки ответчикам, так как на повестки, отправленные по почте, некоторые не реагировали. А перед последним заседанием пошла в комитет по земельным ресурсам и буквально умоляла, чтобы его представители были на суде. Сколько можно тянуть резину!
Почти двухлетняя судебная эпопея закончилась 19 марта этого года. Фрунзенский районный суд города Владимира вынес решение удовлетворить иск К.С. Артамоновой и взыскать в ее пользу с МУП "Дорожник" в качестве компенсации за материальный ущерб - 3296 рублей, за моральный - 7000 рублей и 1500 рублей на судебные издержки.
Жительница Владимира сегодня ничуть не жалеет, что впервые в своей жизни решилась судиться и советует другим: "От того, что произошло со мной, не застрахован никто. Если власти не думают о нас, то мы должны побеспокоиться о себе сами".
Ее мнение полностью разделяют участвующие в деле адвокат Тамара Ивановна Нефедова и судья Светлана Викторовна Белякова и готовы дать всем пострадавшим (на льду городских тротуаров и собственных дворов, из-за ям на дорогах, не засыпанных траншей, от укусов бродячих собак и т.д.) свои профессиональные советы.
Компетентно
Тамара Нефедова, адвокат:
- Сразу же обращайтесь к юристам! Консультировать по вопросам, связанным с причинением вреда здоровью, положено бесплатно. Нередко своевременная консультация предотвращает судебное разбирательство. Предупрежденные о предстоящих расходах ответчики предпочитают выплатить сумму ущерба, не доводя дело до суда.
Не бойтесь адвоката. Все затраты на него вам будут компенсированы по решению суда. Ни одного дела по увечьям на моей памяти еще не было проиграно.
Запаситесь заключением врача. Чтобы получить компенсацию за лечение, нужно документально доказать, что плохое состояние здоровья связано с полученной травмой.
Собирайте и сохраняйте квитанции, товарные и кассовые чеки. Они помогут объективной оценке морального и материального вреда. Суд исключает из возмещения материального ущерба те медикаменты, на которые предоставлен только кассовый чек, а товарный чек отсутствует. В товарном чеке должны быть перечислены конкретные лекарства, соответствующие назначенным в рецепте врача. Общая запись "медикаменты" в суде не принимается.
Светлана Белякова, судья:
- Не упустите свидетелей. Постарайтесь на месте происшествия записать их адреса и фамилии и встретиться с этими людьми до суда.
Попытайтесь сразу же предъявить свои претензии к организации. Причем письмо надо написать в двух экземплярах. На одном, который останется у вас, должна быть отметка о его принятии.
Прежде чем идти в суд, найдите хорошего адвоката, специализирующегося на таких делах, поскольку они очень скрупулезные и имеют множество нюансов. В этом вам поможет председатель коллегии. Старайтесь попасть на прием к нему. На месте дежурного адвоката может сидеть еще неопытный молодой юрист, который направит вас по неверному пути.
Доверяйте судье. Нередко в своих исковых заявлениях граждане называют конкретных ответчиков. Если выясняется, что виновен другой, то в иске им отказывается. Я всегда предлагаю другую формулировку: "Прошу взыскать с виновного ответчика...". Таким образом, обязанность найти виновника возлагается на суд. И мы его обязательно установим.
Дело "о дереве" - единственное в судебной практике владимирских юристов. Чаще всего люди калечатся на нечищенных улицах. Некоторые владимирцы уже обращаются после этого в суд. Но количество сломанных на льду рук и ног, считает судья Белякова, должно быть равно количеству поданных судебных исков.