07.09.2003 17:45
    Поделиться

    Бегалет из Пятигорска

              "Штука" - это необычный летательный аппарат, созданный руками и, главное, головой пятигорского студента Александра Бегака. Он оканчивает МАИ, но уже сегодня может именоваться авиаконструктором. А свою "штуку" придумал в качестве студенческого проекта. И ведь она не затерялась среди гигантов авиастроения, разных МиГов, Ту и В-52, к которым было приковано основное внимание посетителей МАКСа-2003.
         Как же определяет свое детище сам Александр?
         - Речь идет, - говорит он, - не просто о летательном аппарате, а скорее о новом виде транспорта. Это и аэромобиль - на колесах бегает достаточно быстро. Это и аэросани, это и... не знаю, как назвать... В общем, может садиться на воду и передвигаться по ней. Кто-то уже придумал такое определение - бегалет. Дело здесь не только в моей фамилии, а в том, что аппарат и бегает, и летает.
         Есть у детища Александра и имя собственное - "Скарабей", по названию пятигорской авиационной лаборатории, где Бегак собрал первые экземпляры своей летающей кабины. Сейчас их количество достигло пяти - четыре одноместные и одна двухместная. Два из них добрались до Жуковского и были представлены на МАКСе. Чтоб удостоиться такой чести, "Скарабею" надо было доказать свою уникальность и эффективность. Летом 2002 года он с Александром Бегаком в роли пилота совершил рекордный для этого класса полет из Санкт-Петербурга до Валдайской возвышенности - свыше 300 километров. И это далеко не предел.
         При расходе топлива 3,5-4,5 литра в час бензобак аппарата емкостью 96 литров обеспечивает 30 часов беспрерывного пребывания в воздухе. Передвигается он в паре с прикрепленным к "Скарабею" парашютом со скоростью 50-60 км/час. Но молодой конструктор предусмотрел и крепление к аппарату жесткого крыла, которое превращает его уже в разновидность сверхлегкого самолета и обеспечивает скорость до 140 км/час. "Скарабей" прост и дешев в эксплуатации, для разбега и посадки ему достаточно 15 метров, но может и садиться, как парашютист, в указанную точку. Еще и безопасен - даже 75 процентов поражения крыла не мешает достаточно плавному спуску без какого-либо риска разбиться. Проверенная максимальная высота полета - 4 тысячи метров без кислорода. "Выше пока еще просто не пробовал", - говорит Александр.
         Из других преимуществ своего детища он отмечает простоту управления - "даже ребенок может летать на нем", маневренность, отсутствие рысканья и боковой качки. Есть у "Скарабея" и ограничения: на нем не стоит летать в турбулентных потоках и при скорости ветра свыше 8 м/сек. "Но такого рода пределы существуют для любых летательных аппаратов", - добавляет Бегак.
         Наконец, возникает вопрос: кому это нужно, кроме самого Александра, удовлетворившего свои конструкторские амбиции?
         - Как это - кому? - удивляется Бегак. - Ниша подобных летательных аппаратов сверхлегкой авиации практически пуста. Для молодежи, и не только для нее, это же какое удовольствие - прокатиться на такой игрушке. Но не только. На "Скарабее" удобно и эффективно проводить, скажем, мониторинг экологической обстановки. Вот пример: для облета такой лесопарковой зоны, как московский Измайловский парк, требуется всего 30 минут. На МАКСе ко мне подошел директор угольного разреза с Камчатки и говорит: чтобы осмотреть территорию в 50 кв. км, приходится арендовать вертолет за 60 тыс. рублей в час, я могу позволить себе такое не чаще, чем два раза в месяц, а на вашем аппарате - хоть каждый день... Заинтересовались аппаратом и люди из "Газпрома" - для контроля и обслуживания газопроводов. Да мало ли кому он еще может пригодиться - МЧС, ГИБДД, пожарным службам, "Скорой помощи"...
         Дальше уже пошли картинки из фантастических фильмов: садитесь вы в этот автомобиль на крыльях и быстренько перебираетесь на дачу. Или летите на работу и с работы, поплевывая сверху на бесконечные городские "пробки". В общем, впору будет вводить воздушную ГАИ... Кстати, однажды Александр на своем аппарате столкнулся с "жигулями". "Результат" оказался неожиданным: в вазовском кузове пробоина, а "Скарабей" вышел сухим из воды: спас прочный корпус, сделанный из композитных материалов, без заклепок.
         Сегодняшняя цена бегалета - от 15 тысяч долларов. Александр рассчитывает, что вскоре на одном подмосковном авиапредприятии начнется серийное производство аппарата - примерно 120 экземпляров в год. Тогда, считает Бегак, и цена снизится, и возможной станет продажа в кредит, чтобы новый вид транспорта превратился в действительно массовый.
         Пока же "штука", которая еще и летает", собирается в сложнейшую экспедицию к Южному полюсу. В конце года стартует проект "Небесная Одиссея - во славу России", в котором "Скарабею" отведена одна из центральных ролей выносных наблюдательных пунктов. Экспедиция, посвященная 100-летию первого полета братьев Райт, будет исключительно молодежной - помимо Александра Бегака в ней примут участие студенты географического и биологического факультетов МГУ. Там будут проверены в экстремальных условиях несколько инновационных разработок молодых российских изобретателей, в том числе костюм для полета на Марс.
         А в июне будущего года Александр Бегак планирует совершить перелет по маршруту Санкт-Петербург-Москва.

    Поделиться