09.09.2003 20:43
    Поделиться

    Польские визы - угроза приграничному бизнесу

    Новые таможенные правила на границе ставят крест на приграничном бизнесе многих калининградцев

        "Черная" смена

         - Сегодня берем только норму, - вполголоса говорит Сергей, водитель изрядно потрепанной "Ауди", ковыряясь у машины в утренних сумерках. - На таможне стоят "черные".
         - А может, рискнем? - предлагает Ольга, его жена. - Чего впустую машину гонять...
         Эту семейную пару из Багратионовска, занимающуюся челночным бизнесом, я с трудом уговорил взять меня с собой. В качестве платы за проезд я "беру на себя" одну норму, разрешенную к провозу через таможню, - блок сигарет и две бутылки водки, а после пересечения границы отдаю им. Чистый доход с нормы составляет всего шесть долларов.
         Несмотря на раннее утро, приграничная зона жила насыщенной жизнью. Вдоль очереди женщины развозили кофе, чай и разную снедь на приспособленных для этого детских колясках. Заказ доставлялся прямо к окну автомобиля. Крепыш рассовывал в очередь машины и взимал с них мзду. Возле круглосуточно работающих складов "заряжали" свои машины сигаретами и водкой поляки. На моих глазах пан умудрился запихать в свой "Фольксваген-гольф" четыре коробки сигарет, распотрошив их на отдельные пачки. Упаковав, отъехал в сторону и завалился спать. Машин, хозяева которых не торопились пересечь границу, на обочине стояло много.
         - Решил рискнуть? - поинтересовался у Сергея пограничник, старший лейтенант. - Сегодня у соседей "черные" стоят.
         - Я норму везу, так что никакого риска нет.
         Ольга при этом слегка заволновалась. А я попросил пояснить, кто такие эти "черные", которых все так боятся. Выяснилось, что на польском погранпереходе Безледы дежурит смена таможенников, с которыми договориться невозможно.
         - Понимаешь, в других сменах работают нормальные таможенники, а эти шмонают машины по-черному, - объяснил Сергей.

    Полсотни в кармане - считай, повезло

         Как выяснилось, с "нормальными" польскими таможенниками можно договориться за 10 - 50 долларов. Цена "договора" зависит от количества лишнего товара. Например, за сто блоков сигарет, по словам Сергея, поляки меньше тридцати баксов не берут. Другое дело, когда идет целая фура сигарет или водки. В таком случае цена прохода оговаривается отдельно.
         Рассказал Сергей и о том, что большинство челноков имеют две машины. На одной, как правило, старой и основательно потрепанной, купленной за 600-700 долларов, возят товар. Ее основательно модернизируют. Увеличивают объем бензобака, оборудуют специальные тайники. Даже запасное колесо переделывают под провоз товара. Для этого на диск меньшего размера надевают покрышку диаметром больше. Внешне такая запаска выглядит совершенно правдоподобно, но собрать-разобрать ее можно без специальных приспособлений. А если такую машину конфискуют, то, по словам Сергея, ее не очень-то и жалко.
         - Куда пан едет? - интересуется польский пограничник. Но, развернув паспорт и увидев бесчисленное множество штампов о пересечении российско-польской границы, не дожидаясь ответа, указывает рукой на место таможенного досмотра.
         - Сейчас начнется, - произносит Сергей, и я замечаю, что и он, и его жена слегка побледнели.
         Польский таможенник бегло и, как показалось, несколько небрежно побарабанил пальцами по обшивке дверей, заглянул в салон и багажник. Затем попросил открыть капот машины. Проверил днище автомобиля с помощью прикрепленного к держателю зеркала и махнул рукой, дескать, проезжай.
         - Пронесло, - облегченно вздохнула Ольга.
         И тут выяснилось, что она все же спрятала еще один блок сигарет у себя на теле. Небезгрешным оказался и Сергей. За спинкой заднего сиденья в специально сделанном тайнике он припрятал две бутылки водки. На этот раз жадность их не сгубила.
         За вычетом всех расходов супружеская пара в этот день заработала 55 долларов. Это, по словам моих знакомых, считается удачной поездкой.

    Бизнес уйдет, памятник останется

         В Багратионовске и других граничащих с Польшей городах "челночат", как Сергей и Ольга, около сорока процентов жителей. Их месячный заработок достигает 150-200 долларов. Это неплохая для глубинки зарплата. Но этому бизнесу приходит конец. Как уже пришел конец челночным поездкам в городах Советске, Немане, Краснознаменске и других населенных пунктах, граничащих с Литвой.
         С начала июля местным властям этих городов северо-восточной части Калининградской области пришлось столкнуться с давно предсказанным локальным социальным кризисом. Трансграничная торговля, являвшаяся основным источником дохода для более 15 процентов жителей, оказалась парализованной. Выяснилось, что для продолжения челночного бизнеса с Литвой необходимы не упрощенные транзитные документы, а обычные визы и загранпаспорта. Таковые в наличии оказались лишь у 20 процентов жителей этих районов, и среди них челноков совсем немного.
         В зоне российско-польского приграничья, по сведениям областного ОВИРа, обеспеченность загранпаспортами составляет около 75 процентов, но это не спасает челноков от сворачивания бизнеса. Ведь стоит один раз попасться на провозе хоть одного лишнего блока сигарет или бутылки водки, и горе-бизнесмен не только лишается визы, но еще и попадает в черный список, данные из которого после вступления Польши и Литвы в Евросоюз, скорее всего, перекочуют в список общеевропейский. И таким образом для нарушителей закроются границы всех стран Евросоюза.
         Челночная торговля подвигла предприимчивых людей создать в приграничье целую инфраструктуру - сеть торговых точек и складов временного хранения, заправочных станций и станций по ремонту машин. Все это теперь рухнет. Предвидя конец этого бизнеса, глава Багратионовского района Олег Шлык решил увековечить труд своих земляков. Недалеко от российско-польского погранперехода Багратионовск-Безледы скоро появится памятник челноку.

    Граница всегда прокормит?

         Кем станут десятки сотен вчерашних челноков? Найдется ли для них достойная работа или они пополнят ряды безработных? Об этой проблеме размышляет вице-губернатор - руководитель администрации особой экономической зоны Калининградской области Михаил Цикель:
         - Проблема прекращения челночного бизнеса в граничащих с Литвой и Польшей городах имеет два фактора: внутренний и внешний. Внутренний фактор можно назвать парадоксальным. В Калининградской области все острее обозначается проблема нехватки рабочих рук, хотя на бирже труда на учете значатся более 9 тысяч человек. И потребность в людях различных специальностей с каждым годом все увеличивается. Но очередей желающих получить работу у ворот предприятий и фирм не наблюдается.
         Разумеется, администрация области предпринимает комплекс мер, направленных на реабилитацию вчерашних челноков. И здесь, думается, будет уместно сказать об объединении программ приграничного сотрудничества ИНТЕРРЕГ - ТАСИС. До 1 сентября 2003 года Литва, Польша и Калининградская область как часть Российской Федерации должны подать свои предложения по совместным проектам в приграничной зоне. На реализацию этих проектов Евросоюз выделяет солидные средства. Так, например, Варминьско-Мазурскому воеводству, граничащему с Багратионовским районом, будет выделено 20 миллионов евро, литовским приграничным районам - 12 миллионов, Калининградская область получит 5 миллионов евро. В рамках этих объединенных программ в течение двух лет планируется создать в приграничных городах области ряд совместных предприятий. Одним словом, работы хватит всем.
         А каково мнение людей, ради которых все это делается?
         - Лучше бы наши власти договорились с поляками о продлении безвизового режима, - считает Сергей. - А целый месяц изо дня в день пахать на каком-то предприятии за двести баксов - дураков нет. Мы с женой три-четыре раза в месяц в Польшу смотаемся и имеем столько же. А если повезет, то и больше.
         Так рассуждают многие челноки. После долгих разговоров на тему трудоустройства у меня сложилось мнение, что кроме внутреннего и внешнего факторов существует еще и фактор психологический. Многолетний челночный стаж, легкие заработки совершенно отучили людей от "цивилизованного" труда. Их не волнуют такие проблемы, как пенсионные накопления и отсутствие медицинского страхового полиса. Расхожее мнение о том, что граница всегда прокормит, стало для них девизом жизни.
         - Каждый год в районе появляются новые предприятия, - поделился наболевшим глава Багратионовского района Олег Шлык. - К нам на работу устраиваются люди из других городов, а свои бездельничают.
         И такая проблема сегодня остро стоит практически во всех приграничных городах Калининградской области.

    Поделиться