09.09.2003 20:56

    "МиГи" в НАТО

    Наши истребители по своим боевым возможностям превзошли все аналогичные самолеты

          ВВС Германии оставили в своем составе все МиГ-29, доставшиеся от ГДР. Самолеты эти, надо сказать, не самых последних модификаций, всегда выигрывали учебные бои и у американских истребителей, и у французских. Может быть, именно поэтому ФРГ решила вывести их из своего боевого парка, передав все свои МиГ-29 Польше. И практически сразу встал вопрос о модернизации порядком износившихся машин.
         В настоящее время существует несколько вариантов усовершенствования истребителей марки МиГ. Наиболее активно в этом направлении работает Израиль. И был период, когда казалось, что Россия теряет рынок модернизации. Однако практика показала, что те новации, которые вносятся в российские истребители иноземными специалистами, мало улучшают их боевые возможности. Более того, ряд катастроф истребителей МиГ-21 прямо связывался с теми изменениями, которые были внесены в истребители без согласования с его разработчиком - ОКБ им. А.И. Микояна.
         В то же время конструкторы этого ОКБ, структурно входящего в РСК "МиГ", давно предлагают различные варианты модернизации, которые качественно повышают возможности старых истребителей, ставя их в один ряд с западными машинами самых последних разработок. Все эти проекты широко демонстрировались на прошедшем авиасалоне МАКС-2003. Результат не заставил себя ждать. Те же поляки весьма положительно оценили российские предложения.
         На международной авиационной выставке в польском городе Радом, проходившей 30-31 августа, модернизированный МиГ-29М2, который пилотировал летчик-испытатель Павел Власов, вызвал общий фурор. Глава российской делегации генерал-полковник запаса Вячеслав Мелешко сказал в интервью "РГ", что президент Польши Александер Квасневский высоко оценил пилотажные характеристики и боевые возможности нового-старого российского истребителя, назвал российско-польское сотрудничество в области ВТС плодотворным и перспективным.
         Польские специалисты ознакомились и с новым учебно-тренировочным самолетом МиГ-АТ. Был подписан договор о сотрудничестве по продвижению МиГ-АТ в Польшу, где в ближайшее время будет проведен тендер на "летающую парту" для боевых летчиков. Рассматривается также вопрос о лицензионном выпуске МиГ-АТ на авиазаводе "ПЗЛ-Мелец".
         На завершившихся российско-болгарских переговорах между президентами Владимиром Путиным и Георгием Пырвановым затрагивалась тема и военно-технического сотрудничества между нашими странами. Обсуждались в том числе вопросы модернизации истребителей МиГ-29. Было подтверждено, что этим делом будет заниматься РСК "МиГ" совместно с французской фирмой "Талес", что позволит привести авионику российского истребителя к натовским стандартам. Предусматривается очень глубокая модернизация базовой модели МиГ-29, после которой эта машина не только приобретет качественно новые характеристики, но и сможет оставаться в строю многие годы.
         Так что старые и надежные советские МиГи, обновленные по-русски, еще долго будут защищать небо Восточной Европы, пусть и вступившей в блок НАТО.