09.09.2003 15:47
    Рубрика:

    С партиями для выборов определились

    Определен лимит расходов на избирательную кампанию


         Непримиримые политические противники единодушны в одном: денег много не бывает, деньги не пахнут, а в борьбе хороши все средства, лишь бы их было побольше. С этими же тезисами категорически не согласен Центризбирком. На его взгляд, вопросы формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий и избирательных блоков при проведении выборов должны жестко регламентироваться и находиться под неусыпным контролем. В преддверии надвигающихся выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ ЦИК издал на этот счет специальное постановление. Полный текст Инструкции Центризбиркома о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов "РГ" публикует в сегодняшнем номере.
         Можно сразу предсказать, что этот документ станет "настольным" для юристов и финансистов в штабах противоборствующих сил. Именно с его помощью избирательные комиссии будут "браковать" недобросовестных кандидатов на этапе регистрации, именно к его постулатам станут апеллировать желающие уличить конкурента в нечестной игре. В документе четко оговорено, откуда могут взяться деньги в избирательном фонде (а от его создания освобождаются лишь политические партии и избирательные блоки, выдвинувшие кандидата только по одномандатному округу, или кандидаты, идущие только в составе федерального списка). По закону, чтобы политикам и партиям влиться в ряды кандидатов, им нужно собрать в свою поддержку подписи или внести денежный залог. Его сумма на думских выборах-2003 определена в 37 500 рублей, которые тоже вносят из избирательного фонда. Все прочие предвыборные расходы соискатели обязаны также финансировать только из этой "тумбочки" и ни из какой другой. Отговорки типа "деньги есть, а кто положил - не помню" к сведению приниматься не будут.
         Вложенные в такой фонд собственные средства кандидата-одномандатника не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов. Пожертвования политической партии на кампанию кандидата не могут также превышать половины фонда, добровольные пожертвования юрлиц - тех же 50%, добровольных взносов граждан - 5%. Всего же предельная сумма расходов кандидата по закону должна удержаться в рамках 6 миллионов рублей. Предельная сумма расходов политической партии - не более 250 миллионов. Здесь тоже определены четкие проценты: сумма собственных средств политпартии в фонде имеет право составить не больше 50, добровольных пожертвований граждан - 0,07, юрлиц - 3,5. В прежние времена максимальные размеры фондов отдельных кандидатов и политпартий составляли соответственно 1 миллион и 40 миллионов рублей.
         В фонды не разрешается вносить пожертвования иностранным государствам, организациям и гражданам, несовершеннолетним любителям политики и политиков, лицам без гражданства, органам госвласти и местного самоуправления, компаниям, где доля иностранного капитала превышает 30 процентов, воинским, религиозным, благотворительным организациям и т.д. Решительное "нет" сказано анонимным жертвователям. Их деньги не позднее чем через 10 дней с момента поступления кандидат или его партия обязаны перечислить в доход государственного бюджета РФ.
         Нет никаких сомнений, что все эти запреты кандидаты и партии постараются по мере сил обойти, а ЦИК - воспрепятствовать злоумышленникам. Скандалы подобного рода уже разыгрывались на местном уровне в ходе выборов мэров и губернаторов в различных регионах РФ. Были случаи, когда выявленные и доказанные финансовые махинации приводили к пересмотру итогов голосования и переходу пальмы первенства к оставшимся чистыми в глазах закона конкурентам победителя. К выборам Госдумы ЦИК подошел во всеоружии. В Инструкции подробно оговорены все запреты на нецелевое расходование средств, завышение и занижение расценок, якобы "бесплатную" помощь доброхотов-активистов и т. д. Бесплатной политики не бывает - это главный, хоть и не продекларированный прямо постулат. Неизрасходованные же средства партии и отдельные кандидаты обязаны вернуть жертвователям за вычетом стоимости пересылки - порядок такого расчета с долгами тоже оговорен во всех возможных подробностях. В любом случае, если партия или блок набрали меньше 2 процентов голосов, они прежде всего должны возместить стоимость бесплатного эфирного времени, предоставленного им телерадиовещателями, или бесплатной площади в печатной прессе. Правда, с возвратом денег, как показывает богатая практика, дело у партий и отдельных политиков обстоит куда хуже, чем с их получением.
         И главный вопрос, интересующий общественность: если политики все-таки нарушат запреты, что им за это будет? Все в зависимости от тяжести содеянного. Могут отказать в регистрации кандидата или федерального списка. Или отменить ее по судебному решению. А в случае особо крупных финансовых махинаций будут применены нормы федеральных законов, предусматривающих не только административную, но и малорадостную для нарушителей уголовную ответственность. Долги с неплательщиков взыскать обычно нелегко, после прошлых выборов это удалось не полностью. Но на сей раз Центризбирком, по его же собственным заявлениям, полон решимости применить на практике все одобренные им новые избирательные законы, и сделать это по всей строгости.

         Сегодня "Российская газета" публикует список партий, допущенных к участию в парламентских выборах 2003 года. Впрочем, число "44" не должно пугать потенциальных избирателей, которым и предстоит разбираться во всех тонкостях многочисленных предвыборных программ. Иметь право - еще не значит его реализовать. Большинству партий и в прекрасном сне не привидится преодоление пятипроцентного "думского" барьера. Так что многие из счастливчиков, успевшие просоответствовать Закону о партиях и признанные Минюстом, будут вынуждены объединяться и атаковать Думу в блоке с коллегами. К примеру, решение идти на выборы вместе уже приняли Партия жизни спикера СФ Сергея Миронова и Партия возрождения России председателя Госдумы Геннадия Селезнева.

    Список политических партий, обладающих правом принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва

    N п/пНаименование партииДата государст-
    венной регистрации
    Регистраци-
    онный номер в реестре Минюста России
    1234
    1Народная партия Российской Федерации30.10.20014011
    2Демократическая партия России30.11.20015000
    3Всероссийская партия "ЕДИНСТВО" и "ОТЕЧЕСТВО" Единая Россия"18.12.20015007
    4Политическая партия Консервативная партия России25.12.20015008
    5Российская политическая партия Мира и Единства25.12.20015009
    6Политическая партия "Национально-патриотические силы Российской Федерации" ("НПС РФ")28.12.20015010
    7Политическая партия "Развитие предпринимательства"26.02.20025012
    8Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации"06.03,20025013
    9Политическая партия "Российская партия мира"12.03.20025014
    10Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ"12.03.20025015
    11Политическая партия "Либерально-демократическая партия России"04.04.20025016
    12Политическая партия "Общенациональная российская политическая партия "СОЮЗ"19.04.20025017
    13Политическая партия "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО"25.04.20025018
    14Политическая партия "Российская партия самоуправления трудящихся"25.04.20025019
    15Политическая партия "Российская партия Труда"25.04.20025020
    16Политическая партия "Объединенная Российская партия "Русь"25.04.20025021
    17Политическая партия "Российская партия пенсионеров"15.05.20025022
    18Политическая партия "Социал-демократическая партия России"22.05.20025023
    19Политическая партия "Российская экологическая партия "Зеленые"27.05.20025024
    20Политическая партия "Аграрная партия России"31.05.20025025
    21Политическая партия "Свобода и Народовластие"10.06.20025026
    22Политическая партия "ЕВРАЗИИ"21.06.20025027
    23Политическая партия "Партия Национального возрождения "Народная Воля"17.07.20025028
    24Политическая партия "Республиканская партия России"12.08.20025029
    25Политическая партия "Социалистическая единая партия России (Духовное наследие)"19.08.20025030
    26Политическая партия "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов"26.08. 20025031
    27Российская политическая партия "Созидание"13.09. 20025032
    28Политическая партия "Народнопатриотическая партия России"09.09. 20025033
    29Политическая партия "Российская партия ЖИЗНИ"09.09. 20025034
    30Политическая партия "Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса"20.09. 20025038
    31Политическая партия Концептуальная партия "Единение"24.09.20025037
    32Политическая партия "Народно-республиканская партия России"24.09. 20025039
    33Политическая партия "Интернациональная Россия"09.10.20025040
    34Политическая партия "Российская объединенная промышленная партия"09.10.20025041
    35Политическая партия "Евразийская партия - Союз патриотов России"09.10.20025043
    36Всероссийская политическая партия "За Русь Святую"15.10.20025042
    37Политическая партия "Либеральная Россия"22.10.20025044
    38Политическая партия "Партия социальной справедливости"22.10.20025045
    39Политическая партия "Истинные патриоты России"25.10.20025046
    40Политическая партия "Партия Возрождения России"29.10.20025048
    41Политическая партия "Гражданская партия России"10.11.20025049
    42Политическая партия "Российская Конституционнодемократическая партия"03.12.20025052
    43Политическая партия "Партия российских регионов" (ПРР)23.12.20025054
    44Политическая партия "Союз людей за образование и науку" (СЛОН)24.06.20034260

    Список общероссийских общественных объединений, обладающих правом принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва

    N п/пНаименование общественного объединенияДата государственной регистрацииРегистрационный номер в реестре Минюста России
    1234
    1Общероссийская общественная организация "Свободные демократы России"27.11.19980699
    2Общероссийское общественное движение "Новые левые"18.12.19980706
    3Общероссийская общественная организация "Союз "Молодые республиканцы"18.12.19981182
    4Общероссийское общественное движение матерей "За социальную справедливость" (ДМС)27.11.19982524
    5Общероссийское общественное движение "НУР" ("Свет")20.11.19983004
    6Общероссийская общественная организация "Конгресс Русских Общин"22.05.19983356
    7Общероссийское общественное движение "Русский Дом"16.09.19993538
    8Общероссийское общественное движение "За гражданское достоинство"06.11.19983603
    9Общероссийское общественное движение "Социальная помощь и поддержка"13.11.19983607
    10Общероссийское общественное движение "Промышленный союз"07.12.19983617
    11Общероссийское общественное движение "Движение среднего класса"07.12.19983618
    12Общероссийское общественное движение "Польза, Честь и Слава"11.12.19983620
    13Общероссийское общественное движение "Советская Родина"11.12.19983621
    14Общероссийское общественное движение "Инженерный прогресс России"17.12.19983629
    15Общероссийское общественное движение "Консервативнопатриотическое движение России"17.12.19983632
    16Общероссийское общественное движение "Российское движение "зеленых"13.06.20003909
    17Общероссийское общественное движение "В поддержку социальных инициативАльтернативы"05.02.20013996
    18Общероссийская общественная организация "Солидарность"20.02.20014007
    19Общероссийская общественная организация "Рабочие инициативы"08.01.20024107
    20Общероссийское общественное движение "Движение автомобилистов России"08.08.20024190

         Смотрите также Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 августа 2003 г. N 22/157-4 "Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"