Валерий Закутний, один из разработчиков Федеральной Подпрограммы:
- Россия, став правопреемником СССР, стала преемником его долгов. В том числе перед участниками молодежных жилищных комплексов (МЖК), отработавшими трудовую программу на предприятиях стройиндустрии.
Бывшим руководителям МЖК, которые уже стали зрелыми людьми, не давал покоя вопрос: расходиться или продолжить начатое дело в новых экономических и социальных условиях. Тем более что подрастали их дети. Надо сказать, что в 90-е годы в рамках федеральной программы "Молодежь России" действовала подпрограмма "Пути решения жилищной проблемы молодежи". Но она не предусматривала капитальных вложений в строительство жилья и носила, скорее, исследовательский характер. Тогда-то руководители МЖК стали разрабатывать схемы привлечения денег из различных источников.
Андрей Шаронов, Первый замминистра экономического развития и торговли:
- Нужно с цифрами в руках доказать, что в одном регионе ситуация изменилась в лучшую сторону, потому что 5 лет назад там была запущена программа поддержки молодых семей, а в другом - не изменилась, потому что такой программы не было. Тогда разговоры перейдут сразу в другую плоскость и будут решаться не столько проблемы нескольких семей, сколько в целом проблема рождаемости. Пока же таких убедительных доказательств у нас нет.
Сергей Поляков, Глава "Дирекции жилищно-строительных программ Томской области":
- Мы посредники, занимаемся поисками претендентов, способных вписаться в условия подпрограммы. А это не так просто. Сначала, когда мы дали объявление о возможности получить субсидии, получили 3600 заявлений. Но когда стали разбираться, выяснилось, что далеко не все отвечают требованиям программы. Тогда мы отправились в родильные дома в поисках реальных претендентов. Регулярно получаем оттуда информацию, берем адреса матерей, уточняем возраст супругов, предлагаем помощь в сборе документов. А это просто необходимо, поскольку требования областной и федеральной программ разные. Например, на очередь нуждающихся в Томске ставят только в том случае, если приходится меньше 7,5 квадратного метра на человека. Пока мы подобрали 277 семей, которые станут участниками этих проектов.
Юлия Ковалевская, замдиректора консультационного центра по строительству жилья для молодежи в Санкт-Петербурге:
- Еще в 2001 году в Питере была принята жилищная программа для молодежи, рассчитанная на десять лет. По ее условиям участниками эксперимента могут стать практически все петербуржцы не старше 30 лет: холостые граждане, молодые семьи, неполные семьи с детьми. Программа пользуется просто ажиотажным спросом, к нам обратились уже 700 человек. Их не пугает то обстоятельство, что для участия в программе нужно внести 30 процентов стоимости будущей квартиры. Оказалось, что у многих есть возможность накопить пять тысяч долларов (на однокомнатное жилье). Они могут стабильно, ежемесячно в течение пяти лет выплачивать рассрочку в размере двухсот долларов.
Что тревожит: сама программа "Молодежи - доступное жилье" дорожает. Когда она была на стадии разработки, авторы концепции исходили из стоимости одного квадратного метра 60 долларов. Три года назад эта стоимость могла равняться 250 долларам. Сегодня это уже 470 долларов. Вот и ходим по разным кабинетам, упрашиваем дать еще денег.
Андрей Шаронов:
- Все-таки мы должны двигаться в сторону цивилизованных механизмов жилищного рынка. Одним из таких универсальных инструментов является ипотека. С другой стороны, совершенно очевидно, что полноценная ипотека для большинства молодежи непосильна. В нее может "играть" очень ограниченное количество тех, кого мы называем "молодежь" или "молодежная семья". Поэтому, оценив выгоды и риски ипотеки, надо еще подумать, как эти риски или барьеры снижать методом государственной политики. Словом, не надо изобретать новый механизм решения жилищной проблемы, нужно говорить о таких "присадках" к стандартному механизму ипотеки, которые сделают ее более приемлемой для молодых людей. Выгоды очевидны. И все же остановлюсь на проблемах. Есть риски макроэкономические - большая экономика страны, и они от нас с вами не зависят. Это прежде всего процентная ставка, стоимость денег. Но так как ставка сегодня падает, то в категорию пользователей ипотеки попадает все больший процент населения, в том числе и молодого. Вторая проблема - это доходы. Специалисты по ипотечному жилищному кредитованию оценивают долю суммарных платежей за жилье (проценты за кредит, налог на жилье и плата за жилищно-коммунальные услуги) не более 40 процентов от совокупных доходов семьи. Только при этих условиях семья "выдерживает" бремя ипотеки. Очевидно, что молодым людям, у которых нет начального жилья, которое могло бы участвовать в ипотеке как гарант или часть стоимости нового, нужно это компенсировать. Но как? Есть разные категории молодежи - каждая семья зарабатывает разные деньги. При этом в каждом регионе свой рынок жилья, иной раз стоимость квартир на порядок различается. Полагаю, что разумнее в этой ситуации каждой группе молодых людей предлагать приемлемый для них способ приобретения квартир. Государственная поддержка, к примеру, может заключаться в компенсации стартового капитала, который нужен при участии в ипотечном строительстве. Одним из предложений, на мой взгляд, может стать изменение графика выплат по жилищным кредитам: с равномерного - на прогрессивный. Это позволит уменьшить стартовые платежи и увеличить выходные итоговые платежи. Разумеется, при этом учитывается тот факт, что доходы молодых людей (особенно, если они с образованием и занимают доходное рабочее место) будут расти. В любом случае, пока не определен базовый механизм поддержки, трудно планировать поддержку бюджетную.
Ираида Семенова, обозреватель "РГ":
- Стало известно, что в конце месяца в Министерстве образования пройдет новое заседание конкурсной комиссии. Будут перераспределяться деньги, которые были отданы регионам по программе "Обеспечение жильем молодых семей". Оказалось, что они не могут их освоить. Поэтому решено отдать их тем территориям, где реализация программы идет активными темпами. Неплохо обстоят дела лишь в Саратовской, Кировской, Томской областях, в республиках Мордовия, Северная Осетия -Алания, в городе Златоусте Челябинской области. В большинстве же пилотных регионов, в которых она реализуется, со скрипом осваиваются деньги из центра. Понять это можно: уж слишком жестки условия для участников. В частности, безвозмездная субсидия выделяется только тем родителям, кому не старше 30 лет и чьи дети сегодня не старше двух лет: появились на свет с 28 августа 2002 года по 31 декабря 2003 года. Дошло даже до того, что теперь разыскивают потенциальных новоселов по записям в роддомах и загсах. Тем не менее считается, что до конца года справят новоселье 20 тысяч семей, а с учетом всех источников финансирования (региональные и местные бюджеты, работодатели, средства самих потенциальных новоселов, а точнее их родителей) - 40 тысяч семей. Таким образом, получается, что каждая шестая стоящая в очереди семья вселится в новую квартиру уже в этом году. Ожидается, что в 2004-м счастливчиков будет в полтора раза больше. Однако это вовсе не значит, что за восемь лет (а именно на такой срок рассчитана программа) всем молодым очередникам удастся помочь с жильем. Поэтому рано или поздно разработчикам придется смягчать условия и расширять рамки участников подпрограммы. Но и в этом случае успех не гарантирован. Известно, что "халява", какие бы благородные помыслы при этом ни преследовались, никогда не давала желаемых результатов. Не случайно на эту тему немало сложено баек и сказок. Потому-то идею бесплатной субсидии (в среднем по стране она составляет 180 тысяч рублей, примерно 6 тысяч долларов) некоторые эксперты расценивают не иначе, как покупку молодых голосов на предстоящих выборах. Подтверждает эту версию и то обстоятельство, что на запах этих денег спешно слетелись и всевозможные посредники - требуют от молодых подтвердить у нотариусов, к примеру, право собственности на старое жилье. А за это, извините, надо платить 1,5 процента от стоимости квартиры. При этом эксперты считают, что выдача субсидий противоречит бюджетному закону, который запрещает выдавать из казны какие-либо деньги физическим лицам. Однако не хотелось бы, чтобы выборами это благое дело закончилось. Уж очень многое поставлено на кон и прежде всего - доверие будущего поколения к собственному государству.
Галина Карелова:
- Очень многие молодые люди до сих пор продолжают рассчитывать, что кто-то когда-то бесплатно по старой формуле предоставит им жилье. Тем не менее полагаю, что это переходный этап. Молодые люди станут больше полагаться на себя, понимать, что такое кредитная возможность. Во всяком случае, факты свидетельствуют, что молодежная стройка в стране благодаря этой программе началась. К федеральным рублям добавили деньги и регионы: шесть с лишним миллиардов рублей изыскали субъекты Российской Федерации. Это достаточно серьезный эффект целевой программы: на каждый федеральный рубль - 12 региональных. В регионах появились 62 собственные жилищные программы. Иными словами, в 62 регионах сегодня помогают молодым приобрести крышу над головой. Способы - самые разные: в одних регионах выделяют безвозвратную ссуду, в других - строят дешевое, доступное жилье. Однако самое важное, что в этой программе начали принимать участие и работодатели. По предварительным данным, вклад работодателей определяется в 3,7 миллиарда рублей. Это не только солидная прибавка. От них зависит гарантированная квартира или дом для специалистов. И, наконец, четвертый источник - средства самих молодых людей. Конечно, это деньги скорее родителей, родственников. Но тем не менее и этот источник заработал - 2 миллиарда рублей. Таким образом, получилось хорошее начало программы "Жилье для молодежи". Мы не можем рассчитывать только на поддержку бюджета, должно быть эффективное и активное участие работодателей. Важны все экономические рычаги, экономические формулы решения проблемы жилья для молодых.