Хотя и маргарин, и майонез изобретены в Европе, собственные российские рецептуры обоих продуктов разработаны многие годы назад и давно стали традиционными. Первое место по производству маргарина в стране занимает Саратовский жировой комбинат, который в минувшие выходные отметил свое 50-летие.
Пищевая промышленность в России сейчас переживает серьезный подъем. За последние пять лет объемы производства возросли многократно. В частности, на Саратовском комбинате - в 9 раз. Расширяющийся (в том числе и за счет выдавливания импортной продукции) рынок стал чрезвычайно привлекателен для инвесторов. Предприниматели, которые 6-7 лет назад рискнули вложиться в тихо умирающие производства, сейчас проводят масштабные перегруппировки активов, создаются вертикально-интегрированные холдинги. Главные игроки масложирового рынка уже определились. Это группы компаний "ЭФКО", "Букет", "Петросоюз" и Нижегородская группа.
Большинство лидеров масло-жировой промышленности собрались на юбилейных торжествах на Саратовском комбинате, принадлежащем группе "Букет", которая контролирует порядка 22 процентов внутреннего рынка. Руководитель группы Владислав Буров в беседе с корреспондентом "РГ" заметил:
- Отрасль переживает сейчас период консолидации. В ближайшее время на рынке останется не более 5-6 крупных профессиональных участников. Только крупные производители смогут обеспечить и должный контроль качества, и постоянное обновление рецептур, и научные разработки. Мало кто знает, но производство масложировых продуктов - весьма наукоемкая отрасль, постоянно потребляющая инновации.
С г-ном Буровым полностью согласны и другие руководители пищевых корпораций. Однако вот что удивительно. Консолидация рынка производителей масложировой продукции в отличие от экспортно-ориентированных отраслей не привела к масштабной борьбе за передел рынков сбыта. Конкуренция здесь больше напоминает социалистическое соревнование. Один из руководителей Нижегородского масложирового комбината Вячеслав Романов комментирует это так:
- Масложировые продукты - это целых 10 процентов всех пищевых продуктов, которые потребляет страна. Это огромный рынок, который к тому же имеет тенденцию к росту. Крупным производителям здесь нечего делить. Конкуренция проходит в основном в области создания новых торговых марок. Так что мы, как более давние работники отрасли, с уважительным интересом следим за молодыми менеджерами из команды "Букета". Нам нравится, что они пришли в отрасль всерьез и надолго, вложили серьезные деньги, всего за пять лет добились впечатляющих успехов и при этом, как бы это сказать, не позиционируют себя как чересчур крутые. Я бы назвал наши отношения скорее партнерскими, чем конкурентными.
Саратовские маргарин и майонез продаются более чем в 60 российских регионах. Сбытовая сеть нижегородцев также охватывает больше половины страны. А есть ведь еще не менее трех крупных производителей. По-видимому, перед нами тот редкий случай, когда поговорка "в тесноте, да не в обиде" действует в полной мере.