Адмиралтейцы держат марку

Портфель заказов Федерального государственного унитарного предприятия "Адмиралтейские верфи" - 1,5 миллиарда долларов. Об этом заявил генеральный директор ФГУП Владимир Александров. У флагмана судостроительной отрасли сейчас в работе 16 крупных проектов. Однако не секрет, что у всех петербургских корабелов заказы российских судовладельцев на ближайшие три года составляют примерно пять процентов, а производственных мощностей - избыток. Почему? "Внутрироссийский рынок монополизирован зарубежными судостроителями вследствие неравенства конкурентных условий. Всей отечественной отрасли как воздух нужна господдержка", - считает Владимир Александров.

 

      В следующем году исполнится 300 лет с той поры, как Петр I заложил в Санкт-Петербурге "Адмиралтейский дом" для постройки Балтийского флота. C 5 ноября 1704 года и ведут свою историю "Адмиралтейские верфи". За три столетия здесь построено более двух с половиной тысяч военных и гражданских судов.

     "Без флота России не быть. Если, конечно, Россия хочет остаться одной из ведущих держав мира". Так говорит Владимир Александров, прошедший путь от мастера до генерального директора "Адмиралтейских верфей". В 1998 году, когда хорошим тоном считалось поносить госсобственность, он получил Звезду Героя России. Но, возглавляя предприятие вот уже почти два десятилетия, Александров не раз заявлял: "Если государство не хочет или не может выступать нашим собственником, мы не являемся принципиальными противниками акционирования. Мы готовы к нему".

     А пока "Адмиралтейские верфи" намерены увеличить годовой оборот к 2005 году (по сравнению с 2001-м) в 2,6 раза - до 28 миллиардов рублей. По итогам 2002 года прибыль предприятия составила 1,26 миллиарда рублей, в доход государства перечислено 550 миллионов рублей.

     Здесь умеют

     работать

     К юбилею адмиралтейцы идут с хорошим настроением. Намеченные задачи последовательно выполняются. Успешно сдавались зарубежным заказчикам дизель-электрические подлодки проекта "Варшавянка". С 1997 года на верфях воплощается проект суперсовременной неатомной субмарины четвертого поколения для российского ВМФ, получившей имя "Санкт-Петербург". Одновременно строится ее экспортный вариант "Амур", имеющий большие перспективы на мировом рынке. Предприятие освоило судоремонт экспортных заказов. Благодаря адмиралтейцам Россия заняла свою нишу на рынках Юго-Восточной Азии и частично Африки, успешно конкурируя с корабелами Германии и Франции.

     В последние годы "Адмиралтейские верфи" построили около 70 уникальных глубоководных аппаратов для военных и гражданских целей. Российскому ВМФ передан аппарат "Русь" с глубиной погружения до шести километров. Сегодня его модернизируют с учетом практики спасения экипажей аварийных подлодок. Близок к завершению аппарат "Консул" для добычи руд со дна океана. Отправлены на экспорт семь танкеров-продуктовозов. Для арктических широт созданы пять танкеров, заказанных компанией "ЛУКОЙЛ". Намечаются заказы из Швеции и Норвегии.

     Экономическое положение предприятия в постсоветские годы оставалось стабильным. Обеспечены постоянная платежеспособность завода и прибыльность производства. Проводимая гендиректором Александровым политика позволяет поддерживать и высокую социальную защищенность работников "Адмиралтейских верфей".

     Государство должно поддержать

     корабелов

     Сейчас эксперты отмечают тенденцию к возрождению отечественного кораблестроения. В Питере это видно на примере трех лидеров отрасли: контрактов - иностранных и российских - достаточно не только у адмиралтейцев, но и у "Северной верфи", и у Балтийского завода. Почему же здесь считают, что у российского судостроения нет будущего без господдержки?

     Несмотря на рекомендации, прозвучавшие еще в 1998 году на парламентских слушаниях, до сих пор на российских верфях строится мало морских транспортных и промысловых судов для отечественных судовладельцев. К примеру, у питерских корабелов на ближайшие три года доля российских заказов - около пяти процентов, производственных же мощностей - избыток. А ведь в городе на Неве сосредоточено до 40 процентов производственного и до 80 процентов научного потенциала отрасли!

     Вялый поток заказов нельзя объяснить скромными потребностями российского рынка. Морской и речной флот изношен и по тоннажу не отвечает нуждам грузоперевозок. Промысловый флот тоже обветшал. России нужны сотни новых кораблей и танкеров. Только рыболовному флоту до 2100 года потребуется более тысячи (!) промысловых судов. Но вот парадокс: в 2002 году российские судовладельцы заказали 40 морских судов на сумму более миллиарда долларов... за рубежом.

     На прошедшем недавно в Москве Экспертном совете по проблемам законодательного обеспечения национальной безопасности при председателе Госдумы Владимир Александров как президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга заявил: "Внутрироссийский рынок гражданского судостроения монополизирован зарубежными судостроителями. Основными причинами недостаточной ценовой конкурентоспособности российских судов являются высокие налоги, таможенные пошлины на импортные материалы и оборудование, аналоги которых в России не производятся, а также высокая стоимость кредитов".

     Кстати, ведущие зарубежные судостроители пользуются господдержкой. А у нас законопроект о господдержке судостроения волокитят уже много лет. Оппоненты говорят о его неактуальности. Но речь в нем идет не о привилегиях для "своих", а о равенстве условий для российских корабелов с зарубежными конкурентами. Ведь отрасль имеет стратегическое значение для национальной безопасности России.

     На Экспертном совете Владимир Александров предложил конкретные меры государственного содействия судостроению: компенсация из федерального бюджета части процентной ставки за кредит на строительство на российских верфях морских судов с последующей их эксплуатацией под российским флагом; расширение правительственных гарантий на крупные кредиты для строительства судов на отечественных верфях и инвестиций в производство; предоставление квот российским компаниям на добычу биоресурсов для строительства промыслового флота.