А это значит, что резерв для роста малого бизнеса в нашей стране колоссальный. Специалисты утверждают, что если ежегодно количество малых и средних предприятий в России будет увеличиваться на один миллион, то для национальной экономики, социальной жизни страны наступят времена расцвета, а удвоение ВВП станет реальностью даже раньше, чем на это рассчитывают самые смелые оптимисты. Причем, цифра в 1 миллион - не фантастика, а программа, для воплощения которой нужно всего лишь соблюсти ряд условий, нормализующих предпринимательский микроклимат. Среди них - наличие и активное функционирование консолидирующей организации, союза или ассоциации, способной поддержать, защитить предпринимателя в необходимом объеме и в нужное время.
Ровно год в Российской Федерации действует Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". Корреспондент "РГ" встретился с ее президентом Сергеем Борисовым.
- Расскажите, пожалуйста, Сергей Ренатович, каковы основные цели и задачи, стоящие сегодня перед вашей организацией?
- "ОПОРА РОССИИ" - организация реальных предпринимателей, объединенных общим стремлением кардинально улучшить условия ведения предпринимательской деятельности в нашей стране. Наша задача - консолидировать предпринимателей, которые сегодня сильно разобщены и не имеют весомого голоса в гражданском обществе. В "ОПОРУ РОССИИ" входят около 100 отраслевых союзов и организаций, и мы действуем сегодня в 63 субъектах Российской Федерации. Каждый субъект РФ - это свой опыт. Всесторонне анализируя его, мы делаем выводы о сегодняшнем состоянии дел. Показываем и рассказываем власти, что именно мешает обществу нормально развиваться, бороться с бедностью или приумножать ВВП. Одна из таких причин в том, что доля малых предприятий в ВВП всего 10-12 процентов.
- На ваш взгляд: какой чиновник злее - тот, десятилетней давности, или нынешний?
- Нынешний, без сомнения. Тот еще только присматривался, не был столь искушен и изощрен. Вставал на ноги предприниматель - рос и набирал силу чиновник. Сегодня он влиятельнее, чем все предпринимательство. Сложилась своего рода каста "новых русских чиновников", пришедшая на смену "новым русским", паразитирующая на тех, кто созидает, создает добавочную стоимость. Понятно, что в таких условиях предпринимательство стагнирует. По старинке мы считаем, что защищать малоимущих, безработных - дело одного только государства. Неверно: малый и средний бизнес способен всех обеспечить работой, вывести из нужды. Именно так обстоит дело в развитых странах.
- Вы можете назвать главное препятствие для предпринимательства?
- Таких несколько. Но главное среди них - административные барьеры. Если мысленно представить наше государство, как человеческий организм, то голова его - руководство - работает отлично. Но остальные части тела поражены "государственным остеохондрозом" и не в состоянии двигаться так, как того требуют обстоятельства.
- Сколько примерно занято у нас в малом и среднем бизнесе?
- По ряду оценок менее 14 процентов. Это ничтожно мало! Проблема в том, что начали создаваться не условия для развития предпринимательства, а полумонопольные структуры поддержки малого предпринимательства. А выделяющиеся деньги, кредиты на практике доходят до одного-двух бизнесменов из ста. Что толку от такой системы?
- Есть страны, чей опыт или пример работы государства с малым и средним бизнесом для нас приемлем и ценен?
- В большинстве развитых стран, особенно там, где доля малого бизнеса в ВВП превышает 50-60 процентов, существуют специальные структуры, которые дают возможность людям открыть свое дело. Функционирует государственная система финансовой поддержки и кредитования. Если предприниматель приходит в такой центр и предлагает нечто принципиально новое, то ему легче получить кредит, уменьшаются риски в случае неудачи проекта. Так, в США уже более полувека успешно действует Администрация малого бизнеса при президенте страны.
- Сегодня о проблемах предпринимательства можно говорить на высоком уровне?
- Да, сегодня можно. Диалог с властью на федеральном и региональном уровнях постепенно налаживается, переходит в конструктивное русло. Это вселяет определенный оптимизм. Началась административная реформа, создана соответствующая государственная комиссия, в которую включена и "ОПОРА РОССИИ" - мы действуем и в рабочих, и в экспертных группах по всем направлениям деятельности. "Самореформирование" чиновничества, на наш взгляд, невозможно. Динамику этому процессу могут придать только объединенные усилия институтов гражданского общества и предпринимательства.
- Какие основные проекты или программы на счету "ОПОРЫ РОССИИ" за истекший год?
- В минувшем году процесс объединения малого бизнеса набрал неплохие обороты. В мае на заседании Правительства РФ мною был представлен доклад. В нем "ОПОРА РОССИИ" изложила свои выводы на основании исследования 34 регионов. Мы нарисовали руководству страны объективную картину положения малого и среднего бизнеса в России. Картина - по отзывам - получилась весьма поучительной. Например, более 50 процентов опрошенных в ходе исследования предпринимателей заявили: нам не дает спокойно работать милиция. Не менее "активны" и пожарные. Наши доводы и аргументы были приняты руководством МВД и МЧС, и сегодня милиция отказалась от своей "излюбленной" функции - приостанавливать деятельность торговых предприятий, а с пожарниками предприниматель будет теперь встречаться только раз - при открытии объекта. Среди других программ "ОПОРЫ РОССИИ" - Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей, которое действует уже при 12 региональных отделениях организации.
- И по опыту других стран, да и на примере нашей страны видно, что в одиночку предпринимателю не выжить. Один из путей решения этой проблемы - объединяться. Как?
-Во-первых, уже существует открытая для всех "ОПОРА РОССИИ". В нее входят активисты региональных ассоциаций, лидеры отраслевых союзов. Будущее, на мой взгляд, принадлежит именно им - цеховым организациям, имеющим грандиозные масштабы, такие как, например, в США. Это прообраз будущих саморегулируемых организаций. Уже скоро они примут на себя часть функций по регулированию предпринимательской деятельности. Ускорить этот процесс могло бы и создание нового госоргана, состоящего из чиновников и предпринимателей. Его можно было бы наделить правом законодательной инициативы, правом накладывать "вето" на законопроекты, противоречащие интересам отечественного бизнеса. Именно предприниматели обладают уникальными знаниями о том, как рачительно использовать каждый рубль, как отстаивать свои интересы, а значит, и государственные интересы России.