Представители партий пришли на дискуссию в плохом настроении. Так, Галина Михалева из "Яблока" горько сетовала, как трудно пробивать законопроекты такой маленькой фракции в Думе, старательно обходя вопрос, почему же она такая маленькая. Леонид Иванченко от КПРФ с возмущением заметил: "Наши лозунги взяты на вооружение другими партиями, так что непонятно, к чему это приведет, с точки зрения психологии избирателя". Замруководителя Агропромышленной депутатской группы Василий Ивер сознался, что главное, с чем они идут на выборы, - "быть честными и принципиальными", не уточнив, правда, когда и почему вдруг было принято это важное решение. Представитель ЛДПР Алексей Чернышев обрисовал один из способов поиска национальной идеи: "Национальную идею надо искать в России, причем в экономике. Надо устранить одну проблему - дороги, и дураков станет меньше". С ним заспорил Александр Чершинцев, зампред депутатской группы "Регионы России": "Главная национальная идея не дороги, а каждый человек". Словом, после этих выступлений радостно было только одно - если они не знают своего места во власти, то, может, они его не найдут и после окончания выборов.
"Круглый стол", конечно, организовали не только для того, чтобы партии могли вдоволь попиариться. Для этого почти у каждой из них есть собственный дружественный фонд, регулярно организующий аналогичные дискуссии. Вчерашнее обсуждение стало первым мероприятием, организованным в рамках Программы информационно-разъяснительной деятельности Центризбиркома в период подготовки и проведения федеральных избирательных кампаний 2003-2004 годов. Видимо, чтобы слегка "разбавить" пропаганду, а представители партий уже настолько втянулись в предвыборную кампанию, что контролировать себя явно были неспособны, более независимую оценку должны были дать политологи. Поскольку у них-то руки и языки в отличие от партийцев были свободны, то каждый из них постарался пнуть новшества избирательного законодательства. "У ЦИКа слишком много возможностей для интерпретации ситуации", - заявил собравшимся гендиректор Института региональных проблем Максим Дианов. "Невероятно скучные для населения выборы, - жаловался руководитель политологических программ Экспертного института Михаил Малютин, - похожи на выборы в 1995 году". Он считает, что новые законы были приняты "исключительно присутствовавшими в Думе политическими силами для отсечения разного рода новоделов" и вообще "сложился политический класс, которому давно не устраивали "рокировочек" и зачисток".
Системой политических партий политологи тоже были недовольны. Валерий Соловей из "Фонда Горбачева": "Как в советском ресторане - чай или кофе - ах, вы хотите кофе, а у нас только чай". А вот директор фонда "Центр политических исследований" Андрей Федоров предпочитает замечать в партиях не общее, а различное. Поэтому настоящие партии, по мнению Федорова, это СПС, КПРФ и "Яблоко". "Единую Россию" Федоров назвал "протопартией", ЛДПР - "монопартией". По словам политолога, "есть 5-6 партий на продажу, за них просят от 1,5 млн. до 3 млн. долларов, и есть партийные осколки, партийные грызуны, но вообще мы должны выйти после выборов на схему 5-6 партий".
Напоследок Александр Кудрявцев деликатно намекнул представителям партий, что их "авторитет, судьба будут зависеть от того, как реализуются их программные положения". Андрей Пржездомский был менее уклончив. Глядя в зал на третий состав партийных представителей, он рубанул: "Роль политических партий условна, а в массовом сознании населения минимальна. Народ представляет финансово-промышленные группы в обличье партий". С тем и разошлись.