Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей РАЗОВ ответил на ряд вопросов.
- Сергей Сергеевич, в последнее время калининградская проблема официальными лицами единодушно признается решенной. А грузовой, военный транзиты? На фоне рапортов об успехах про них уже забыли?
- Нам свойственна логика самобичевания: когда за первую неделю действия с 1 июля новой системы калининградского пассажирского транзита ссадили с поезда 120 человек, кстати, из-за их собственной неорганизованности, поднялся крик: проиграли, смотрите, что с нашими гражданами. За последние два месяца не было ни одного случая снятия с поездов, благополучно и без проблем проехали более 150 тысяч человек, которые получили этот самый взаимосогласованный упрощенный проездной документ.
Так что механизм эффективно работает, и о нем если и говорят, то как о само собой разумеющемся факте. Я не сторонник громких слов, но скажу, что задача государственной важности - обеспечение беспрепятственного наземного транзита граждан России в Калининградскую или из Калининградской области - успешно решена во взаимодействии с Евросоюзом и Литвой. А ведь позиции сторон изначально были диаметрально противоположными. В результате же было найдено оригинальное решение, аналогов которому доселе не было. Оно настолько оригинально, что Евросоюз был вынужден скорректировать свое законодательство, приняв два специальных регламента. Это говорит о том, что и в Шенгенские правила, когда складываются условия, понятные для наших партнеров, могут вноситься коррективы.
- Теперь, может, будут не менее оригинальные решения по грузовому и военному транзитам?
- Переговоры по грузовому транзиту ведет не МИД, а Минэкономразвития. В начале августа Президент написал очередное письмо главе Еврокомиссии Романо Проди, где изложил наше видение схемы транзита внутренних (подчеркну, внутренних, а не экспортных) российских грузов между Калининградской областью и "большой Россией" через территорию Литвы. Пока понимания со стороны Евросоюза здесь нет, консультации продолжаются.
Военный транзит - вообще деликатная сфера. В начале 90-х годов были разработаны и до сих пор действуют временные соглашения. Ситуация изменилась: речь идет о перевозках для снабжения калининградской базы через территорию государства, которое скоро станет членом НАТО. Подготовлен проект нового межправительственного соглашения, который после согласования в ведомствах будет передан на рассмотрение литовских коллег. В целом у нас есть возможности снабжения группировки и иными, нежели наземный транспорт, способами.
- Год назад было объявлено: мы стремимся к безвизовому пространству с Европой. С тех пор количество стран, требующих с россиян визы, только увеличивается...
- Не мы инициаторы введения визового режима. Денонсируют действовавшие ранее соглашения о безвизовых поездках и вводят визы в соответствии с требованиями Евросоюза его новые члены. Действительно, год назад Президент обратился ко всем главам государств-членов ЕС и председателю Еврокомиссии с предложением начать обсуждение темы безвизовых обменов. Никто не сказал "нет". Но в Евросоюзе на этот счет нет единства. У одних государств более благоприятная для нас позиция, другие, не хотел бы называть конкретные страны, настроены жестко. Мы предложили создать совместную рабочую группу, которая бы предметно обсуждала эту проблематику. При этом надо понимать: велика и та часть работы, которую предстоит сделать нам самим. Мы взваливаем на себя огромное "домашнее задание": упорядочить миграционные потоки, обустроить собственные внешние границы, некоторые из которых по существу прозрачны. Например, 7 тысяч км границы с Казахстаном фактически не охраняются, а через нее идет значительное число нелегальных мигрантов.
- На какой стадии сейчас переговоры о реадмиссии?
- Проведено два раунда консультаций. Подписать такое соглашение - значит, взять на себя обязательства принимать всех нелегальных мигрантов, которые с нашей территории окажутся на территории Евросоюза. Это связано с немалыми затратами. Наш подход таков: вести дело к подписанию соглашения целесообразно в контексте определения перспективы перехода к безвизовому режиму взаимных поездок граждан России и Евросоюза. Соглашение о реадмиссии - это компонент общего пакетного решения.
- Что-то в этом направлении уже сделано совместно с ЕС?
- Необходимо сесть за стол переговоров и совместно определить задачи. Наше предложение - в рамках рабочей группы или какого-то иного специального механизма выработать своего рода "дорожную карту": что и в какие сроки должен сделать ЕС, что - Россия. Мы уже передали партнерам в ЕС наше видение совместного движения в этом направлении.
- С момента предложения Путина прошел год. За это время нельзя было создать рабочую группу?
- Российская часть группы сформирована. В то же время есть некоторые, я бы сказал, бюрократические препятствия со стороны Евросоюза. В Брюсселе ссылаются на то, что в рамках структур сотрудничества есть подкомитет, отвечающий среди прочего и за вопросы внутренних дел и юстиции. Дескать, давайте проблематику взаимных поездок граждан там обсуждать. Мы отвечаем: не дело правоохранительных структур решать политические вопросы. Если мы действительно сообща строим единую демократическую Европу без барьеров и разграничительных линий, а Россия ее часть, то свободное передвижение граждан - неотъемлемый компонент общего пространства. А что получается? Говорим о свободной и единой Европе, а российские граждане все больше выстраиваются в очередь за шенгенскими визами. Многие в ЕС это понимают, но кое у кого логика другая: отгородиться от России красными флажками.
- А вам не кажется, что мы уже отгорожены?
- Китайская мудрость гласит: одной рукой в ладоши не хлопнешь. Это ведь Брюссель говорит кандидатам: хотите вступать в Евросоюз, быть через 2-3 года после вступления членами Шенгена, извольте выполнять существующие требования. Что, Кипр заинтересован в потере наших туристов? Посмотрите, они и так тянут до последнего, вводят визовый режим лишь с 1 января 2004 г. Увы, пока далеко не все в демократической Европе считают новую демократическую Россию своей интегральной частью, сохраняется много стереотипов.
Но, с другой стороны, мы же решили вопрос с калининградским пассажирским транзитом! Жаль, вы не присутствовали год назад на начальном этапе переговоров в Брюсселе. Вы бы оценили, что реально произошло за этот год с точки зрения сближения позиций. Мы приехали, нам сказали: Калининградскую область после расширения Евросоюза будет окружать пространство демократии, безопасности, стабильности. Поэтому для поездок всеми видами наземного транспорта будут введены полноценные шенгенские визы и и других разговоров быть не может по определению. Не хочу выпячивать заслуги МИДа, но это факт, что первоначально события развивались в точном соответствии с евклидовой геометрией: были как бы две параллельные плоскости, и они не пересекались. Только потом начали проявляться законы геометрии Римана: при определенных условиях - наличие политической воли, готовности учитывать взаимные озабоченности - эти плоскости все же пересеклись. А история подготовки заявления саммита Россия-ЕС от 11 ноября прошлого года - вообще отдельный сюжет для мемуарного жанра....
- Однако некоторые европейцы говорят: многое упирается в нашу собственную жадность - мы сами не хотим выдавать бесплатные визы, потому что консульства не хотят терять доходы.
- Все консульские сборы идут в бюджет. Да, что в зависимости от объемов сборов и реализации государственного плана по доходам, рублевые отчисления МИДу впоследствии могут несколько увеличены. Но слово "жадность" здесь неприемлемо. Что касается либерализации существующего режима: мы предлагаем ЕС для начала упростить визовые процедуры для отдельных категорий граждан России и Евросоюза. В ЕС говорят: в Шенгене жесткий визовый режим. Хорошо, отвечаем мы, допустим, совсем без виз пока нельзя. Но визы бывают разные. Во-первых, бесплатные. Во-вторых, многократные. В-третьих, долгосрочные. В-четвертых, подкрепленные соответствующим приглашением или нет. Такие нюансы меняют всю механику получения виз. Предлагаем, например, сделать бесплатные визы для студентов и школьников. Далее. Пенсионеры, инвалиды, участники культурных, научных обменов. Отдельные категории бизнесменов.
- Что значит "отдельные категории"?
- Поясню. Когда мы вели переговоры с Польшей о переходе на визовый режим, польские коллеги говорили: давайте сделаем бесплатные визы для бизнесменов. Я работал послом в Польше и знаю: если будет брошен такой клич, большинство представят документы, что они бизнесмены. А у нас сколько?... Готов согласиться с вами: у нас стоимость визы, которую мы даем иностранным гражданам, часто выше, чем стоимость их визы для россиян. Вопрос о паритете стоит и должен решаться. Сейчас как раз имеется в виду ликвидировать такой диспаритет с Польшей.
- Каковы для нас и для поляков последствия виз?
- Уверяю вас, зная поляков, никакого энтузиазма в Польше переход на новый режим не вызывает. Польская сторона перенесла срок этого перехода с 1 июля, как первоначально планировалось, на 1 октября. Но часть проблем мы смогли решить: многие визы будут либо бесплатными, либо дешевыми. Для калининградцев, например, бесплатная, на год, многократная и без приглашения.
- Кто, кроме калининградцев и обладателей зеленых паспортов, подпадает под категорию облегченного въезда в Польшу?
- В соглашении все детально прописано. От наличия виз освобождаются: члены экипажей российских и польских воздушных судов гражданской авиации; члены экипажей гражданских морских судов; члены экипажей и обслуживающий персонал воздушных судов, задействованных в аварийных, спасательных работах. Срок выдачи однократной визы, как правило, не будет превышать 5 рабочих дней. Стороны обязуются стремиться к максимальному сокращению срока рассмотрения заявки. Тем, кто едет навестить тяжело заболевшего члена семьи или на похороны, визы будут выдавать за 2 дня. Предполагается, что бесплатными визы будут для граждан до 16 лет и старше 70 лет, инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, участников мероприятий образовательного, культурного, научно-технического, спортивного характера, проводимых на межправительственном, межведомственном уровнях. Бесплатными будут визы для преподавателей, студентов, аспирантов, участвующих в межвузовском обмене, для учителей русского языка и литературы и др.