Итак, дважды министр путей сообщения (в 1992-1996 и в 2002-2003 годах) стал руководителем крупнейшего акционерного общества, принадлежащего государству. Прямо-таки напрашивается сравнение с еще одним государственным олигархом - Анатолием Чубайсом. Возможно, именно на его примере можно быстрее всего понять, как и что в состоянии делать государство в рыночной экономике и какие это вызывает последствия. За сравнительно недолгий срок преобразования нашей электроэнергетики Чубайс объяснил нам всем, что, во-первых, у государства нет денег для ее развития, во-вторых, что частный инвестор туда пойдет лишь при условии, что бизнес будет прибыльным, а в-третьих, что прибыль при существующих тарифах недостижима. Из реальных достижений мы имеем постоянное повышение тарифов при практически бесперебойном снабжении электричеством. Боюсь, что в ближайшее время нам предстоит услышать примерно те же аргументы и из уст главы РЖД. Состояние наших железных дорог действительно довольно удручающее, модернизация потребует миллиарды рублей, а то и долларов, приход частника с капиталом хотя бы на роль миноритарного акционера долго еще останется под вопросом. Между тем для России - самого большого по своим размерам государства мира - железные дороги долго еще будут транспортным средством номер один, а потому их состояние, возможности и, главное, цены не могут оставаться делом одной компании, пусть и самой крупной. А посему функции государственного регулирования железнодорожного транспорта сохраняются за МПС. Но станет ли министерство неким очередным регулятором, как Федеральная энергетическая комиссия, или сможет разрабатывать какие-то стратегические транспортные задачи, влиять на экономическую и инженерную политику, непонятно. И хотя в многолетней дискуссии, предшествовавшей созданию РЖД и разделу функций и имущества, все вроде бы было оговорено, сейчас никто в МПС, включая и Вадима Морозова, не скажет, как это будет происходить на практике. Официально деятельность РЖД начнется 1 октября, но вряд ли кто-то назовет дату, к которой должно произойти ее фактическое оформление, поскольку еще надо вместе с Минимуществом зарегистрировать собственность и поставить на налоговый учет, внести это имущество в уставный капитал, образовать совет директоров (поскольку РЖД целиком принадлежит государству, то в совет необходимо ввести чиновников из Минимущества, Минфина и других ведомств), наконец, определить конкретно, что не возьмет РЖД и куда девать оставшееся добро. Здесь недели явно не хватит. А уж потом начнется самое главное. В частности, предполагается, что переименование дорог из ГУПов (государственных унитарных предприятий) в филиалы РЖД не затронет интересы нынешних работников, все останутся на своих местах. Тем не менее ясно, что не из-за переименований затевалась реформа, что новые (или старые) руководители будут вынуждены идти на сокращение расходов, экономию средств и кадровые преобразования неизбежны. Заполучив в свое распоряжение железные дороги и несколько сотен предприятий, обеспечивающих их работу, РЖД отказалось от социальных объектов и учебных заведений, передав их в собственность регионов. Как-то сложится их судьба? Одно дело - большой институт в крупном областном центре, другое - школа в маленьком поселке при депо, а то и вовсе на буранном полустанке. И последний по очереди, но не по значимости вопрос - сколько будет стоить перевозка грузов и пассажиров? Потому что пока ясно только одно - расплачиваться за преобразование железных дорог России будут потребители.
Уставный капитал компании составит 1535,7 миллиарда рублей, он будет оплачен 1 535 700 000 обыкновенных акций номиналом 1 тыс. руб. Правительству будет принадлежать 100% акций ОАО "РЖД". Кроме того, закон устанавливает запрет на продажу, залог или иные способы отчуждения акций компании. Из чего состоит капитал новой компании? Прежде всего в него войдет имущество федерального железнодорожного транспорта по балансовой стоимости. Это 987 производственных предприятий и организаций (17 железных дорог, заводы по ремонту пассажирских и грузовых вагонов, заводы по изготовлению запасных частей для подвижного состава, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские организации, строительные организации, предприятия рабочего снабжения, общественного питания). Как сказано в постановлении Правительства, уставный капитал компании может быть увеличен путем увеличения номинала акций или размещения дополнительных акций (вот и возможность привлечь частника) либо, напротив, уменьшен путем уменьшения номинала акций или сокращения их общего количества.