В предыдущем номере мы поместили репортаж нашего обозревателя в Сибири Олега Нехаева, побывавшего в Тункинской долине (Бурятия) - на месте сооружения завершающего объекта уникального комплекса радиотелескопов ("Смотрит в небо, видит землю", "РНГ", N 35 (38) от 17 сентября). Что представляет собой система "Квазар", какими преимуществами обладает в сравнении с зарубежными аналогами и как их использовать, чтобы "за державу не было обидно"? Об этом, как и обещали, в беседе с журналистом рассказывает директор Института прикладной астрономии, член-корреспондент РАН Андрей Финкельштейн.
- Андрей Михайлович, каких научных результатов следует ожидать в оправдание огромных вложений в систему "Квазар"?
- В оправдание перед кем? Мы занимаемся фундаментальной наукой. Работаем сейчас с тридцатью странами и сотнями организаций. Уже одно то, что "Квазар" позволяет поддерживать нашу науку на мировом уровне, оправдывает его появление. Есть на чем учиться молодежи. Есть база для международного научного сотрудничества. Наконец, проект позволил создать целое поколение наукоемких приборов и оборудования. Позволил поддержать кооперацию российских научно-исследовательских, проектных и промышленных организаций, работающих в области высоких технологий. Да и в его создание вложены не такие большие деньги. По крайней мере он обошелся нам раз в десять дешевле, чем аналогичный проект в США.
- Удалось ли вам загрузить работой два новых телескопа?
- Оба работают 24 часа в сутки. Телескоп в Светлом, единственный в России, задействован в крупнейшей международной программе, которую возглавляет NASA. Она связана с изучением глобальной тектоники и параметров вращения Земли. Оба телескопа работают по собственным интерферометрическим программам, связанным с задачами построения изображений радиоисточников и в области астрофизики. Исследуются галактические и внегалактические источники с высоким угловым разрешением.
Уже сейчас наблюдается большой бум, связанный с изучением сверхновых звезд, поляризационные свойства которых впервые в мире были определены на радиотелескопе в Светлом. Потом увидите: пойдут десятки ссылок на наши научные результаты!
Кроме того, мы работаем в тесной международной кооперации. Когда украинцы или американцы "подсвечивают" радиолокационными станциями малые планеты, мы ведем за ними интерферометрические наблюдения. То есть определяем их положение с высочайшей точностью.
- Что будет означать ввод в действие Сибирской обсерватории?
- Это будет революционное изменение. Мы впервые получим трехэлементный интерферометр, российский инструмент, который сможет самостоятельно решать важнейшие научные задачи вне зависимости от сотрудничества с другими странами. То есть при желании мы обретем полную самостоятельность. А это очень важно в прикладных вещах, которые такая огромная страна, как наша, должна уметь делать независимо.
- Какие и где именно?
- В области геодезии, сейсмологии, метрологии, космической навигации, высокоскоростных телекоммуникаций... Кроме того, есть особенные прикладные работы.
- А почему тогда военные не принимали участия в финансировании проекта, если существуют "особенные работы"?
- А они у нас, как, впрочем, и в других странах, напрямую такие вещи никогда не финансировали. С ними только согласовывались вопросы о необходимости создания сложных научных систем и некоторые детали технических заданий...
- Поговаривают, что вы также прощупываете "Квазаром" космос в поисках внеземных цивилизаций?
- Есть такая программа. Это сфера активности любых крупных астрономических обсерваторий. Наш радиотелескоп - общенациональный инструмент, и на нем работают чуть ли не все астрономы страны. И каждый ведет на нем свою программу. То есть не менее чем на 60 процентов мы обслуживаем научные интересы других организаций России. Так что будьте уверены: "Квазар" - это глобальный радиотелескоп широкого профиля, действительно способный обеспечить круг наук уникальными наблюдательными данными в ближайшие десятилетия.