Вообще расписание речей первых лиц государств на Генассамблее - дело тонкое и зависит от дипломатических способностей тех, кто ведет переговоры о месте своего лидера в списке выступающих. Обычно борьба идет за вторую или третью очередь, когда в зале уже находятся даже все опоздавшие, а аудитория еще не устала слушать ораторов. Оба - и Джордж Буш, и Владимир Путин - сыграли здесь вничью: американский президент появился вчера на трибуне вторым, а российскому приготовили не менее выгодный третий номер.
Речь Буша начали обсуждать еще накануне. Через влиятельную газету "Нью-Йорк таймс" была организована утечка основных тезисов его выступления. Собственно говоря, и без утечки было ясно, что основной темой 22-минутного спича должна стать иракская проблема. Сам факт появления Буша на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН уже можно воспринимать как некое "покаяние" перед этой организацией, чью позицию в ситуации с Ираком Америка проигнорировала. Бушу предстояло сделать почти невозможное - развернуть на 180 градусов общественное мнение, прежде всего - в своей стране.
Последние опросы приносят мало радостного Белому дому. Еще недавно подавляющее большинство американцев безоговорочно поддерживали президента, особенно после событий 11 сентября. Сегодня голоса "за" и "против" Буша разделились практически поровну, а при сохранении такой тенденции, да еще при чуть ли не ежедневных сводках об американских потерях и терактах в покоренном Ираке предстоящие уже через год выборы не сулят ничего хорошего действующему президенту. Не случайно практически совпали с первым опросом результаты другого социологического исследования - об отношении к иракской войне: почти половина ответов приходится на "не одобрям-с".
В этих условиях Буш оказался в сложном положении. Добровольное признание ошибок не входит в традиции американских президентов, а потому нынешнему хозяину Белого дома приходится отстаивать взятую линию поведения в международных делах, убеждая мировое сообщество и общественное мнение в собственной стране, что в Ираке все было сделано правильно: и оружие массового уничтожения у Хусейна, конечно же, было, и отыщется оно вот-вот. Хотя справедливости ради надо заметить, что в своей речи Буш уже "ищет" не само оружие, а документы, подтверждающие его наличие. Но в любом случае долгожданная свобода - пусть и на штыках - дарована иракскому народу... Теперь осталась самая "малость" - наладить мирную, демократическую жизнь. Сама по себе она, понятно, не наладится, и американцы хотят достичь с мировым сообществом соглашения о "разделе ответственности" - присутствии в Ираке международных сил, куда приглашаются все партнеры, в частности Россия.
Одно из самых ярких впечатлений российских журналистов, проведших эти дни в здании ООН, - безымянная женщина в красном из местной пресс-службы. Сначала она аккуратно, по распоряжению своего начальства, не без труда переписала наши фамилии и названия СМИ.
Мы ей все рассказали, улыбчиво, как полагается в разговоре с иностранцами, гордо похлопали себя в грудь: "We are from Russia!", она согласно кивнула и неожиданно спросила: "Так вы из Молдовы?" Мы в ответ: вы, мол, не поняли, Россия - это не Молдова, хотя они и находятся рядом. Она опять кивнула и задала следующий опрокинувший нас вопрос: "А, так вы из Израиля?" Чуть ли не хором мы ей проскандировали: Россия, Раша, Россия. Женщина в красном без определенного возраста и национальности (что, впрочем, естественно для ООН) казалась озадаченной. Вскоре пришла разгадка. И пришла она в виде американского госсекретаря Колина Пауэлла, появившегося перед загоном для журналистов в сопровождении молдавской делегации. Попрощавшись с ней, Пауэлл перешел к следующему собеседнику, уже шагавшему к нему навстречу, - израильскому министру Сильвану Шалому. Пообщавшись пару минут с прессой, госсекретарь исчез в глубине коридоров, где шла череда двусторонних встреч.
Так вот, женщине в красном и в голову не могло прийти, что журналистов может заинтересовать кто-то иной, нежели Пауэлл и его собеседники. В ее представлении, раз госсекретарь не встречался ни с кем из "Раши", то и российской прессе здесь делать нечего. Америка не просто превыше всего и всех, это единственное, что существует, а остальное не представляет никакого интереса.
Во вторник, в день выступления Джорджа Буша на Генеральной Ассамблее, здание ООН напоминало осажденную крепость. К местной службе охраны добавились "секьюрити" Белого дома, и создавалось впечатление, что у них есть точная информация о том, что потенциальные враги Америки уже засели внутри ООН: никакие аккредитации и пропуска не избавляли сотрудников ООН, членов делегаций, журналистов от бесконечных проверок и проходов через металлоискатели при каждом передвижении по этажам и коридорам огромного здания. В отличие от других лидеров во время самого выступления Буша на подиуме вокруг трибуны встали, как в почетном карауле у Мавзолея, два дюжих охранника в форме. На балконе для прессы после окончания его речи с разных кресел поднялись добрые молодцы с одинаковыми значками в лацканах пиджаков: оказалось, что немалая часть людей, занявших места, предназначенные журналистам, - это бойцы невидимого фронта (хотя видно их за три версты). Они источали крайнюю степень удовлетворения, почти что торжество: им удалось все же защитить от членов других делегаций и от нас, журналистов, своего президента...
Тем временем в кулуарах Генассамблеи свободно разгуливали Ширак и Берлускони, Алиев-младший и Шредер, Иванов и Кофи Аннан... Их охраняли куда более формально, чем Буша, будто жизнь американского президента стоит намного дороже, чем всех остальных. Опять же - Америка превыше всего.
Но в зале собрались опытные политики, умеющие не обращать внимания на мелочи. Их оценки опирались на факты иного рода. И было заметно, что Буш попал в не очень благоприятную для себя среду. Тон задал Генсек ООН Кофи Аннан, открывавший политическую дискуссию на нынешней, 58-й сессии Генассамблеи. Обычно аккуратный в выражениях, он открыто осудил "одностороннее применение силы", подчеркнув, что "согласно Уставу ООН любое государство, подвергшееся нападению, имеет право на самооборону", но только с согласия ООН. Вопреки предупреждению председателя сессии, попросившего зал не выражать одобрение или неодобрение выступлений лидеров, Аннана проводили с трибуны долгими аплодисментами. Не менее резок был французский президент Жак Ширак, который также подверг критике военный метод, примененный в Ираке.
Аргументы же Буша сводились к отчету о хозяйственной деятельности: он исправно перечислил объекты, которые уже построены или будут построены в Ираке и Афганистане, а также выделенные суммы на послевоенное обустройство двух стран, подвергшихся радикальной "шокотрепетной" терапии. И фактически попросил ООН принять новую резолюцию по Ираку, дающую возможность сформировать международные силы, под приглядом которых и будет восстанавливаться мирная жизнь. Отчет этот предназначен был даже в большей степени, чем мировому сообществу, американскому общественному мнению, которое все заметнее отворачивается от действующего президента.
Можно предположить, что свою долю критики выскажет Бушу и Владимир Путин, приступивший вчера к выполнению программы визита в США. Нью-Йоркская часть поездки началась с встречи трех главных оппозиционеров американской политики в Ираке - России, Германии и Франции. И хотя Москва заявляет, что этот триумвират не намерен "дружить против кого-то", сам факт встречи со Шредером и Шираком на американской земле - явный укол Вашингтону. Но и дополнительный козырь в предстоящих 26 и 27 сентября в Кэмп-Дэвиде двусторонних переговорах Путина с Бушем.
А сегодня российский Президент, пока еще находящийся в Нью-Йорке, выступит на Генассамблее ООН, где уже будет дана чисто российская позиция по горячим международным темам. Во второй половине дня Владимир Путин посетит Колумбийский университет, встретится со студентами и выпускниками этого престижного учебного заведения, готовящего в том числе и специалистов по России. А вечером Президент сможет проверить свои ощущения и представления о современной Америке и мире на авторитетном собеседнике: состоится его частная, с глазу на глаз, встреча с бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером.
Досье "РГ"
В отличие от американских президентов, которые на правах хозяев территории, где находится штаб-квартира ООН, довольно часто выступают на Генеральной Ассамблее ООН, советские, а затем российские лидеры появляются там со значительными перерывами. Первым из них на трибуну Генассамблеи поднялся Н.С. Хрущев.
12 октября 1960 года. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев.
17 июня 1967 года. Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.
7 декабря 1988 года. Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев.
22 октября 1995 года. Президент РФ Борис Ельцин (юбилейная, 50-я сессия Генассамблеи).
6-7 сентября 2000 года. Президент РФ Владимир Путин (Саммит тысячелетия).
Владимир Путин станет первым из отечественных лидеров, кто дважды выступил на Генассамблее ООН.