В Туле говорят: за что бы местный металлист-умелец ни взялся, получается "пушка". Не случайно здесь родилась частушка:
Коль туляк за что берется,
Все идет наоборот.
Делал швейную машинку-
Получился... пулемет.
Еще лет десять назад, когда на знаменитом Тульском оружейном заводе собирали автоматы Калашникова и пистолеты Макарова, в город приезжали немало желающих приобрести "ствол". А раз был спрос, был и незаконный оружейный бизнес. С завода рабочие тащили и вывозили детали в стружке и мусоре (оперативники изымали их мешками), дома собирали готовое оружие, чаще всего "белые" автоматы. Почему "белые"? Да потому что многие части воровали до того, как они должны были пройти специальную термическую обработку и приобрести штатный вороненый цвет.
Но никакой свободной торговли нарезным оружием в Туле не было даже в пору ельцинской неразберихи.
- Все это сказки, - объясняет Виктор Беспалов - начальник управления Судебного департамента в Тульской области, в то время начальник криминальной милиции УВД. - Помню, приехал как-то корреспондент московской газеты с редакционным заданием купить "ствол". Отправился на так называемый черный рынок и в тот же день очутился в милиции. Но криминалитету, конечно же, сделки удавались и тогда, удаются и сейчас. На продавцов они выходят через множество посредников. Случайному человеку никто оружие не продаст.
С 1994 года тульские заводы прекратили выпуск автоматов Калашникова и пистолетов, а еще через год - сигнальных револьверов, которые кустари переделывали под стрельбу малокалиберными патронами. Сейчас в Туле и области на пяти предприятиях производят спортивные и охотничьи карабины, ружья, стрелковое оружие спецназначения, боеприпасы. Но все равно воровство готовых деталей или подпольное изготовление их на предприятиях и в КБ продолжается. Собирают "стволы" дома, в гаражах, в подпольных мастерских. Чаще всего это револьверы типа "наган".
Организованные преступные группировки, чтобы запутать следы, приобретают оружие в других городах. Недавно в Туле были арестованы члены одной такой банды. В изъятом арсенале - гранатомет, автомат АКСУ-2, пистолеты Марголина, "Вальтер", "ТТ", револьверы "Наган". Оказался тут и пистолет для бесшумной стрельбы 6П9, предназначенный для спецподразделений.
Но, как считают оперативники, бандиты с "кустарями" дела не имеют, предпочитая армейское оружие, вывезенное из Чечни, или украденное с военных складов. Этого "гуляет" много. К примеру, в одной из квартир в Пролетарском районе Тулы было изъято четыре гранатомета, автомат АКС-74У калибра 5,45 мм, пистолет "ТТ", 11 гранат с запалами, две сотни патронов, 400 граммов тратила. Скорее всего все это предназначалось для продажи. Такса и в городе оружейников "общероссийская": 800 долларов за пистолет, 1500 - автомат Калашникова.
- Я считаю, стремление владеть личным оружием - это мода, и она уже проходит, - говорит первый заместитель начальника УВД области, начальник криминальной милиции Владимир Ульянов. - Этому способствует ужесточение требований разрешительной системы. Сейчас многие туляки несут в магазины для реализации зарегистрированные охотничьи ружья или карабины, даже нарезные СКС и "мелкашки" с оптическим прицелом. А для тех, кто незаконно хранил "стволы", разработан цивилизованный выход из щекотливой ситуации. Мы регулярно проводим месячники по добровольной сдаче оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Еще в 1994 году первыми в России провели такую операцию. Люди приносят оружие не бесплатно. К примеру, за один нарезной "ствол" платим от 300 до 700 рублей, за патроны - до пяти рублей за штуку. За один месяц в органы внутренних дел поступило 77 единиц различного, в том числе и нарезного, оружия, и почти 17 тысяч патронов, 12 килограммов взрывчатки. Нами выплачено 66 тысяч рублей. Ну, вот только на днях парень из города Узловая выдал милиции пистолет кустарного производства калибра 5,6 мм и 19 патронов к нему. Объяснил, что это наследство покойного отца - "левши".
В этом году количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, снизилось в Туле на треть. Но если одни добровольно расстаются с личными "стволами", то другие их упорно добывают: зарегистрировано 15 случаев хищения оружия и боеприпасов. Недавно "отличилась" секретарша начальника одного из цехов Тульского оружейного завода, укравшая с завода два ружья и 60 патронов.
И все-таки народ продолжает хранить в укромных местах свои "пушки". С начала года из незаконного оборота у населения изъято 162 единицы огнестрельного оружия, в том числе 34 самоделки, три автомата, 17 пистолетов и револьверов, 14 гранат.
Постоянно пополняется оперативная база данных на лиц, ранее судимых за преступления с применением оружия, на мастеров-оружейников, на "черных" копателей полей сражений. Кстати, в этом году у "следопытов" изъяли пистолет-пулемет Судаева, пистолет "ТТ", около сотни патронов.