Напомним, что новый порядок сбора налогов, согласно которому ставка была снижена с 35 до 24 процентов, вступил в силу с 1 января 2002 года, и почти сразу стало очевидно, что ее практическое применение связано с большими трудностями, вызванными противоречиями в тексте закона. А необходимость ведения налогового учета (параллельно с бухгалтерским) и вовсе стала кошмаром для бухгалтера.
С проблемами пришлось столкнуться и налоговикам. Дело в том, что поступления по налогу на прибыль существенно снизились, гораздо больше, чем это планировалось при принятии закона и было заложено в бюджет. В результате задание по налогу в прошлом году регулярно не выполнялось. Прежде всего в этом оказались виноваты крупные налогоплательщики, которые с успехом использовали прорехи в тексте закона и составляли свою налоговую отчетность так, что прибыли у них вообще не оказывалось. А нет прибыли - нет и налогов.
В этом году, по словам Елены Поповой, ситуация иная. За восемь месяцев этого года налоговое ведомство собрало 110,8 миллиарда рублей по налогу на прибыль, что составляет 108,5 процента бюджетного задания. И есть основания полагать, что эта тенденция сохраниться до конца года.
Несмотря на хорошую собираемость налога в этом году МНС все-таки считает, что закон нужно менять. Самой существенной поправкой, предлагаемой налоговым ведомством, можно назвать установление ответственности за неведение налогового учета. Сейчас, хотя налогоплательщик по закону обязан вести налоговый учет, никакой ответственности за нарушение этой нормы не предусмотрено.
Налоговики указывают также на другие проблемы, требующие решения. По словам Елены Поповой, то, что система ведения налогового учета в законе не определена и налогоплательщики ведут самостоятельно разработанные налоговые реестры, на основании которых и составляется налоговая декларация, создает трудности при проверках, так как в каждом случае требуется индивидуальный подход.
Предусмотренный же в законе порядок начисления амортизации и первоначальной стоимости лизингового имущества вызвал массу проблем у организаций - субъектов лизинга.
Действующими нормами не урегулирован также ряд вопросов налогообложения операций, проводимых в организациях финансового сектора экономики. Поэтому в числе внесенных предложений есть поправки, касающиеся налогообложения операций с ценными бумагами, драгметаллами, финансовыми инструментами, а также уточнению расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование автотранспорта.
Сейчас все эти поправки согласовываются с Минфином и Минэкономразвития. В Правительство они поступят не раньше февраля будущего года, а в действие вступят, скорее всего, только в 2005 году.
В ближайшем же будущем возможно сокращение объема декларации по налогу на прибыль. Сделано это будет за счет уменьшения количества ее показателей, а также числа листов и приложений к ней. Проект приказа по внесению изменений и дополнений в формы декларации и инструкции по ее составлению уже готовится, сообщила Елена Попова.