Кредиторам придется проверяться по-новому

      Эксперты ЦБ объясняют это тем, что более чем шестилетняя практика применения этого документа показала ряд проблем, с которыми сталкиваются как сами банки, так и территориальные подразделения ЦБ при организации системы внутреннего контроля и осуществления надзора за качеством ее функционирования. В частности, считают эксперты, в действующем ныне положении недостаточно прописан фактор формализации подходов к организации внутреннего контроля и деятельности соответствующих служб. Что на деле ведет к сложностям при проведении надзорной оценки качества самой системы.

     Появление этого проекта, на наш взгляд, отнюдь не случайно. Напомним, что, с одной стороны, едва ли не весь прошлый год российское финансовое сообщество обсуждало подготовку Правительством РФ стратегии банковского сектора. А это значит, что российский банковский рынок ждут серьезные изменения, и не только внешние. С другой - и наверное это наиболее важный фактор - легализация доходов, полученных преступным путем, и связанное с ним мошенничество в финансовой и банковской сферах. Оставленное без внимания отмывание денег может разрушить не только отдельное финансовое учреждение, но и всю финансово-экономическую систему страны в целом.

     Отмывание денег не существует само по себе - оно всегда вторично, и преступные деньги обязательно проходят через банки. Вопрос заключается в том, могут ли банки отследить эти процессы, чтобы не пострадать самим и выйти из этих ситуаций с наименьшими потерями для своей репутации. Россия сейчас делает первые шаги на пути борьбы с отмыванием денег. А потому к системе внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах наблюдается столь пристальное внимание. В частности, в статье 1.2.4. проекта документа прямо говорится, что внутренний контроль должен осуществляться для "исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а также на своевременное предоставление сведений в государственные органы и Банк России в соответствии с законодательством РФ".

     Итак, основные отличия проекта от действующего Положения N 509 заключаются в том, что в документе детально урегулированы общие вопросы организации внутреннего контроля как системы.

     Более подробно описаны основные элементы внутреннего контроля. Приведены с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) задачи службы внутреннего контроля, изложены принципы ее деятельности, права и обязанности руководителя и служащих службы, требования к содержанию внутреннего документа, определяющего порядок ее создания и функционирования. А также усовершенствована структура сведений по вопросам внутреннего контроля, предоставляемых кредитной организацией в ЦБ РФ и определен порядок осуществления надзора за соблюдением правил организации внутреннего контроля.

     Проект Положения, считают эксперты ЦБ РФ, будет способствовать более глубокому пониманию сути и важности внутреннего контроля и необходимости его организации для обеспечения как эффективности деятельности каждого отдельно взятого банка, так и устойчивости российской банковской системы в целом.

     Владельцы грязных денег, желая скрыть их происхождение, неизбежно задействуют для этого кредитные организации. Если же банк, поддаваясь на различного рода посулы, идет на это, то он подвергается значительным рискам. Как то: вовлечение банка в целый ряд негативных процессов, вплоть до уголовных. Что, в свою очередь, может повлечь за собой уход из него легальных капиталов и, соответственно, привести к реальным финансовым потерям, вплоть до возможности постановки банка под контроль криминальных элементов.

     Первый этап, который как раз и начинается с банков, - решающий в цепочке, поскольку именно на этой стадии риск обнаружения факта отмывания денег наибольший. Поэтому регулирование в области контроля за размещением средств в кредитных организациях может существенно осложнить действия криминальных элементов. Задача же, поставленная перед соответствующими органами, была четко сформулирована: сформировать для хозяйствующих субъектов такие условия, чтобы отмывать деньги было сложно, невыгодно и опасно. Что, похоже, и пытается сделать сегодня Банк России.

     

     Между тем

     В 2004 году в рамках комплексной проверки Центробанка России Счетная палата проверит эффективность принимаемых банком России мер по недопущению преступных денег в банковские системы. Об этом заявил глава Счетной палаты России Сергей Степашин.

     Степашин отметил, что в рамках своей компетенции органы финансового контроля должны контролировать банковскую сферу, оценивать эффективность принимаемых национальными банками мер по противодействию легализации преступных доходов в банковском секторе, а также оценивать соблюдение установленных правил по противодействию отмыванию денег в кредитных организациях.

     Степашин высказался за усиление финансового контроля за деятельностью государственных органов, на которые возложены задачи по борьбе с отмыванием преступных доходов, а также правоохранительных органов, проводящих оперативно-разыскные и следственные мероприятия в данной сфере. При этом глава Счетной палаты считает, что законодательство по противодействию легализации преступных доходов требует доработки и изменений. По аналогии с мировой практикой необходимо ввести уголовную ответственность за отмывание доходов в сумме менее 30 тысяч долларов. Кроме того, в России нет санкций за отмывание денег, полученных при неуплате налогов и таможенных пошлин, а также отсутствует адекватное наказание за "отмыв" средств в банковской сфере, подчеркнул Степашин. В ходе заседания рабочей группы Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) по борьбе с легализацией незаконных доходов глава Счетной палаты отметил, что с 2002 года в России было возбуждено лишь 13 дел, связанных с отмыванием преступных денег. При этом ни по одному из них не был вынесен обвинительный приговор. РИА "Новости", РБК.