Калиниградская область - ворота России

     - Пан генеральный консул, можно ли уже дать ответ на вопрос: как мы будем ездить в Польшу после 1 июля? На прошедших недавно в Москве межмидовских российско-польских консультациях удалось договориться об упрощенном порядке выдачи виз. Но механизм еще не разработан...

      - Каждая из сторон получила домашнее задание: проанализировать свое законодательство, как можно его использовать или изменить для того, чтобы найти компромисс. Как известно, одним из главных достижений российско-литовского договора является выдача виз без приглашений. Было предложено ввести такое положение и в российско-польский договор. Ведь польское законодательство вообще не предусматривает приглашений. Приглашение нужно для российского консула, чтобы выдать визу польскому гражданину. В апреле эти вопросы будут обсуждаться снова. И после этого я смог бы конкретнее сказать, будет ли оплата за визы, а если да, то какая, какие будут сроки их оформления.

     

     - Недавно нашим гостем на "Деловом завтраке" был ваш литовский коллега, генеральный консул в Калининграде Витаутас Жалис. Он был обеспокоен тем, что литовское консульство, расширение которого затягивается, может не успеть подготовиться к 1 июля, когда поток обращений за визами резко возрастет. Польское консульство в Калининграде не так давно справило новоселье, так что у вас, наверное, подобных опасений нет?

     

     - У меня нет сомнений, что мы сможем выдавать столько виз, сколько будет нужно - 50, 60 или 80 тысяч. Но некоторая модернизация здания потребуется и нам. Как меня заверяют, до конца апреля она закончится. Еще нам предстоит оборудовать отдельное помещение для визовой секции рядом с консульством, принять на работу людей для этой секции. Будет расширен и штат консулов.

     

     - Поговорим о порядке, действующем сейчас. Вопрос от нашего читателя Евгения Морозова: "У меня гостят родственники из Москвы, я хотел свозить их в аквапарк в Миколайки. Загранпаспорта у них есть, нужна ли им польская виза и смогут ли они быстро ее получить?"

     

     - Им не нужна польская виза. На основании договора между Польской Народной Республикой и Советским Союзом от 1979 года граждане наших стран могут проезжать через границу на основании заграничного паспорта и дополнительных документов. Для туристических поездок нужен всем известный ваучер, который можно купить без всяких проблем, для частных поездок, встреч с родственниками и друзьями - приглашения. Для служебных поездок - штампы АВ, которые оформляют ОВИРы или МИД. Четвертый вид документа - это виза, всегда, когда принимающая страна считает, что это нужно.

     

     - У нашей области и Польской Республики очень масштабное приграничное сотрудничество во многих областях - экономика, культура, туризм. Буквально на днях в Бартошице начала работу Ассоциация приграничных органов самоуправлений Калининградской области и Польши "Еврорегион "Лыва-Лава"...

     

     - Вы знаете, вчера у меня был очень насыщенный день. С самого утра я проехал через КПП Мамоново-Гроново, был в Эльблонге, Мальборке и вернулся через Багратионовск-Безледы. Везде встречался с людьми, которые были на обсуждении и подписании этого договора. И еще выступил в эфире польского телевидения по этому поводу. Это свидетельствует о том, как интересно и важно для польской стороны такое соглашение. Два главных направления его действия таковы: во-первых, органы местного самоуправления начинают работать вместе. Как в Польше говорят, "вкупе сила": чем нас больше, тем мы сильнее. Мы посчитали: 500 тысяч человек живет на территории девяти польских повятов и около 150 тысяч - в шести муниципальных образованиях Калининградской области, вошедших в еврорегион "Лыва-Лава". Это крупная сила, и мы в Европе уже можем говорить: да, нас много, мы имеем свои региональные интересы и надо обращать внимание на нас.

     

     Во-вторых, эта ассоциация должна рекламировать этот регион, чтобы и Евросоюзу, и Польше, и России показывать его положительные стороны. Нужно изменить положение, когда говорят в Польше, что Вармия и Мазуры - это самое бедное воеводство, самый высокий уровень безработицы, там нет смысла развивать бизнес и там ничего не происходит, кроме того, что люди стоят в очередях на границе и занимаются контрабандой. То же самое могут говорить и о ваших приграничных районах. Я вчера во время поездки передавал подсказки властям польских городов: показывайте свои города, уезды как место, которое может развиваться, в которое можно вкладывать деньги, получать льготы, например, в рамках местных налогов.

     

     Люди должны знать, что Калининградская область - это ворота в Россию и одновременно ворота России в Европу. Надо показывать, что самый близкий путь России в Европу проходит через коридоры Вармийско-Мазурского воеводства. И что на этой территории есть люди, которые хотят заняться чем-то положительным.

     

     - Далеко не секрет, что приграничной торговлей или, иными словами, контрабандой сигарет, водки и бензина живет масса жителей и наших, и ваших. Вступление Польши в Евросоюз заставит ее ужесточить правила и может лишить средств к существованию этих людей. А среди них не только "оптовики", которые нелегально перевозят сигареты фурами, но и тетеньки, таскающие в сумке разрешенные блок сигарет и две бутылки водки и зарабатывающие на этом десять долларов. Разработаны ли у вас какие-то программы решения социальной проблемы, которая неизбежно возникнет?

     

     - Я часто встречаюсь с представителями западных СМИ, и они всегда задают вопрос: "Если все понимают, что контрабанда - это незаконно и причиняет вред экономике, так почему все соглашаются с этим? Почему оба государства не наведут порядок на границе?". Трудно ответить на такой вопрос. Есть понимание с обеих сторон. Но парадокс в том, что пресекать контрабанду и действовать по закону - в данном случае значит причинять вред своим народам, ухудшать их жизнь.

     

     В Польше уже не первый год разрабатываются социальные программы для решения этой проблемы, но они не действуют, потому что никто не заинтересован работать, скажем, за двести-триста долларов в месяц, если эти же деньги он может получить, три-четыре раза проезжая через границу.

     

     Сейчас на этих территориях идет активная пропаганда. Ведь люди, занятые такой торговлей, не имеют страхования, то есть у них будут проблемы с пенсией. Не имеют медицинской страховки, а ведь они не молодеют. Кроме того, кто-то должен платить за их квартиры - если они не платят официальных налогов, то местное самоуправление не имеет возможности компенсировать им плату за жилье. Им объясняют: ваша судьба в ваших руках, если вы не будете интегрированы в экономику своей страны, вы должны будете ожидать серьезных проблем для себя в ближайшие годы.

     

     - Наверняка подобных проблем не существует на западных польских границах - с Германией и Чехией?

     

     - Нет, потому что там нет такой большой разницы в ценах. Многие немцы приезжают раз в неделю в Польшу, чтобы сделать запасы сливочного и растительного масла, маргарина, даже некоторых видов хлеба и других продуктов. Так же на границе с Чехией - туда поляки ездят, чтобы покупать немного дешевле бытовую технику или пиво. Но никакое законодательство не определяет количество этого масла или пива, которое можно ввезти или вывезти, потому что этот товарооборот в рамках челночников не имеет такого значения, как на восточной границе.

     

     - А насколько этот, как вы дипломатически выражаетесь, "товарооборот" влияет на экономику восточной Польши?

     

     - Вы знаете, что в Польше в этой приграничной зоне не работают никакие заводы, которые производят спиртные напитки? Они исчезли. Так же исчезли и крупные табачные заводы. Посмотрите, с российской стороны у всех переходов бензоколонки стоят практически у самой границы. А с польской стороны ближайшая бензоколонка за десятки километров. Это что значит - польские машины на воде ездят? Нет, конечно, на бензине, но не на польском.

     

     - Видимо, надо ждать, пока наши цены не сравняются, тогда и проблема отпадет.

     

     - Я слышал, что в России будет дорожать водка в два раза. А в Польше для того, чтобы как-то поправить положение, понизили налоги на производство водки, и она подешевела. Когда этот нелегальный бизнес перестанет быть выгодным, он исчезнет сам собой.

     

     - Поговорим о легальном бизнесе. Польские предприниматели много потеряли в России в 1998 году, и на какое-то время объемы их бизнеса свернулись. Но сейчас, похоже, начинается возрождение?

     

     - Да, польский капитал пошел в область активнее. Сейчас товарооборот между Польшей и Калининградской областью примерно 310-320 миллионов долларов. Это почти на пятьдесят процентов больше, чем в прошлом году. На территории области зарегистрировано триста или четыреста совместных предприятий с участием польского капитала. Я не скажу точнее, потому что нас просто не интересует, сколько их. Роль Анджея Збуцкого, консула нашего торгово-экономического отдела, не в том, чтобы считать предприятия или заниматься посредничеством, а в том, чтобы предоставлять информацию о возможностях капиталовложений, юридические или налоговые консультации и создавать условия для контактов предпринимателей.

     

     - В Калининграде есть Русско-немецкий дом, Гамбургская торговая палата, Литовский деловой клуб... Появится ли у нас Польский деловой дом, например?

     

     - Есть неофициальный клуб польского бизнеса. А что касается Польских домов за рубежом, то их, по законодательству, открывает не государство, а бизнесмены. Если они решат совместно представлять свои интересы, подготовят программу, бизнес-план, то могут получить финансовую поддержку министерства экономики. Сейчас в области, насколько я знаю, восемь групп предпринимателей, которые хотят открыть такой Польский экономический дом. Интерес к Калининградской области большой, и не только у приграничных воеводств. И польское консульство заинтересовано в углублении этого интереса.

     

     - Интерес у нас взаимный, вот для примера вопрос нашего читателя, Алексея С.: "Знакомый поляк, фермер, предлагает поработать у него в сезон и обещает неплохо заплатить. Нужно ли мне какое-то разрешение на работу?"

     

     - Да, разрешение нужно, оформить его должен польский работодатель и объяснить, почему он приглашает на работу иностранца. Боюсь, что вашему читателю будет очень трудно получить такое разрешение, потому что в сельском хозяйстве у нас нет недостатка в рабочих руках. Если бы это была уникальная специальность или квалификация, тогда проще получить разрешение на работу.

     

     - А если этот человек будет работать нелегально?

     

     - Я бы очень не советовал ему так поступать, потому что последствия будут серьезные. Он нарушит закон об иностранцах, так как наверняка въедет по туристическому ваучеру, что не будет соответствовать цели его пребывания. Если его обнаружат при проверке рабочих мест или документов, то передадут в руки или пограничной охраны, или полиции под депортационный арест. В короткие сроки, на основании решения воеводы, его удалят с территории Польши и одновременно определят срок, на который ему запретят въезд в страну. И это еще не все. Скоро базы данных польской полиции будут включены в шенгенскую информационную систему, и тогда такой человек уже не сможет получить визу ни в одну страну Шенгена.

     

     - Пан генеральный консул, вы, наверное, знаете, что строительство "берлинки" - автодороги Калининград-Эльблонг включено в Федеральную целевую программу развития области. Наша часть трассы должна наконец ожить. А что происходит на вашей?

     

     - Вчера я специально заехал на "берлинку" с польской стороны - туда, где проходят самые главные работы. Это часть дороги, где немцы, уходя, взорвали три моста уникальной конструкции. Длина их от 150 до 250 метров. Один их этих мостов уже готов, хотя там нет движения. Остальные тоже реконструируются, и главный инженер мне сказал, что все будет сделано в срок. Кроме того, с польской стороны границы уже готова территория для КПП - площадка, к которой подведены все коммуникации. Когда потребуется, сразу можно обустроить этот переход.

     

     Вчера я разговаривал с президентом Эльблонга - там нужно строить крупную развязку, потому что "берлинка" входит в действующую магистраль Варшава-Гданьск. И они уже имеют деньги для этого проекта, говорят, что начнут строить в этом году. Кроме того, в Эльблонге уже почти решили еще одну важную проблему - развязку на выезде из города.

     

     Наше министерство инфраструктуры, которое занимается этим проектом, хотело бы, чтобы работы проходили одновременно на обеих сторонах. Очень важно выдержать сроки, потому что этот проект должен быть согласован в рамках европейской сетки автодорог. Я знаю российскую программу и думаю, что это возможно.

     

     - Недавно в вашем консульстве открылся вернисаж литовской живописи. Это связано не только с ремонтом, который идет в генконсульстве Литвы, но и с вашим сотрудничеством с дипломатами этой страны? Ведь ваши интересы здесь пересекаются...

     

     - Мне кажется это очень символичным: литовская выставка в польском консульстве на территории Калининградской области. Это хороший пример регионального сотрудничества. А что касается политических вопросов, у нас очень тесные контакты на уровне Варшавы и Вильнюса. Мы часто встречаемся с представителями литовского МИДа. Хотя между нами есть маленькая разница в подходе к Калининградской области, но конкуренции в вашем регионе у нас нет. Это серьезная совместная работа, в которой мы учитываем наши взаимные интересы.