01.10.2003 19:23
    Поделиться

    Наедине с Солнцем

     

          Сибирский солнечный радиотелескоп (ССРТ) в предгорьях Саян строился долго: в списке научных объектов, утвержденных правительством, его не было. А потому работникам СибИЗМИРа, нынешнего Института солнечно-земной физики, приходилось довольствоваться лишь крохами от бюджетного пирога.

         Когда очертания будущего телескопа стали уже просматриваться, в Иркутск приехал крупный ученый из Японии. Он дотошно познакомился с новым проектом. Несколько раз переспросил о количестве приемных устройств. А потом произнес свой легендарный монолог: "Я знаю, как сфазировать шестнадцать антенн. Я допускаю, что можно сфазировать 32 антенны. Но я не представляю, как можно сфазировать 256 антенн. Это невозможно!"

         А вскоре два перпендикулярных ряда "тарелок" образовали гигантский крест. В каждой из линеек - 128 приемных станций, их общая протяженность - 1244 метра. Специалисты сумели заставить огромные антенны абсолютно синхронно двигаться за Солнцем. Самым же сложным оказалось даже не это: надо было научиться создавать из 256 отдельных частичек получаемого изображения электронный портрет постоянно меняющегося светила. Намучались вдоволь. Однако в середине восьмидесятых годов желанную картинку на "три с плюсом" получили. Это был прорыв.

         Но на этом красивая иркутская история закончилась. Почему?

         Японцы построили свой солнечный радиотелескоп лет на десять позднее сибирского. Причем с меньшим числом антенн и в ином диапазоне наблюдений. Тем не менее именно им, а не иркутянам удалось первым получить высококачественную "картинку" Солнца. Наши спецы это сделали только в 1995 - 1996 годах. Правда, когда к ним приехал известный профессор из Швейцарии и увидел, на каких примитивных компьютерах выдается классное изображение, он тоже произнес: "Это невозможно!"

         Теперь это прозвучало уже как диагноз.

         Все последние годы уникальный телескоп продолжал работать только благодаря институтским энтузиастам. Однажды его едва не уничтожил таежный пожар - отстояли. И можно представить обиду сибирских ученых, когда совсем недавно из сводки российских новостей они услышали: дескать, в стране остался единственный действующий радиотелескоп - РАТАН-600.

         - С помощью нашего телескопа мы не просто продолжаем исследовать Солнце, но и получаем научную информацию, которую подчас не могут иметь наши коллеги за рубежом. И которая очень востребованна, - говорит заведующий отделом радиоастрономии Александр Алтынцев. - Только мы видим Солнце в его высотном диапазоне от десяти тысяч до полутора миллионов километров. Это очень важно в исследованиях, например, корональных выбросов.

          Мы обладаем самым высоким временным разрешением в наблюдениях за сверхбыстрыми процессами, когда энергия магнитного поля переходит в энергию частиц. Мы можем отслеживать эту динамику с интервалом 14 миллисекунд. Ни один другой телескоп в мире такого не может. У нас есть уникальная кооперация с китайцами: они имеют инструмент, который не способен получить изображение, но измеряет спектр Солнца именно в нашем диапазоне. Результаты - эксклюзивные.

         ...Поздно вечером возвращаемся с площадки радиотелескопа вместе с Сергеем Лесовым. О нем говорят как о человеке, который "тащит на себе "сибирский крест". В таежных Бадарах Сергей живет с женой уже второй десяток лет. Условия - спартанские. И навряд ли найдется еще ученый, который ежедневно на своих двоих отмахивает по двенадцать километров, чтобы обеспечить науку страны и всего мира особым изображением полыхающего Солнца. Он его видит первым. Даже тогда, когда небо закрыто тучами. Ведь радиодиапазон позволяет вести наблюдения в любую погоду.

         Телескоп мог бы расположиться рядом с единственным здесь панельным домом. Но сначала в Бадарах планировали построить целый научный городок, где бегал бы даже троллейбус. Чтобы радиопомехи не мешали работе уникальной обсерватории, ее возвели в отдалении. Когда же ССРТ сдали, все остальное так и осталось на бумаге...

         К сожалению, многих своих специалистов Институт солнечно-земной физики за годы перестроечного лихолетья растерял. Уже в прошлом году можно было начинать модернизацию "солнечного креста". Не с кем. А приживутся ли новые радиоинженеры в условиях прежнего "комфорта"? Вопрос риторический.

         Почему же уникальный солнечный телескоп, который должен был стать национальной гордостью, так и остался в безвестности?

         - У нас до сих пор нет ответственности ученых перед налогоплательщиками, - считает Алтынцев. - Я работал на японском телескопе. Когда там проводят "день открытых дверей" - это едва ли не главное событие года. Готовятся к нему очень тщательно: нужно не только все показать, но и детально объяснить, какое значение имеет деятельность астрофизиков для развития страны. Это же подталкивает зарубежных ученых к написанию научно-популярных статей. А с нас и спроса особого нет. Потому-то "сибирский крест" оказался фактически известным только среди ученых.

         

         

         Завершающая публикация цикла нашего собственного корреспондента о буднях и ожиданиях астрономической науки. Предыдущие материалы: "Смотрит в небо, видит Землю", "РНГ", N 38 за 17 сентября; "Скоро на нас станут ссылаться", "РНГ", N 39 за 24 сентября.

    Олег Нехаев

    Поделиться