Начну со статистики, мало кому известной. В России накоплено более 80 млрд. тонн отходов. В среднем на одного человека в год образуется почти 200 кг твердых бытовых отходов (ТБО) и 800 кг промышленных. Различными отходами занято более 2 тыс. кв. метров российской территории. На промплощадках, в хранилищах, могильниках, на складах, полигонах, свалках скопилось их огромное количество. Причем далеко не безопасных. Скорее напротив - опасных чрезвычайно.
В самой Москве за период 1997 -1998 гг. учтенный объем отходов составил 2,5 млн. тонн. А в 2000-2001 гг. - уже около 3,8 млн. тонн. В Московской области твердых бытовых отходов в 1998 году было 2,2 млн. тонн, в 1999 - 2,3 млн. тонн. В последние годы их образуется более 5 млн. тонн.
На фоне такого роста особенно волнуют проблемы утилизации и обезвреживания промотходов, прежде всего токсичных, и особенно в густонаселенных регионах, тем более в тех, где развита химическая промышленность: и без того не лучшая среда обитания получает негативный допинг, создается реальная угроза здоровью людей.
К этому присоединяется еще одна беда: в последние годы заметно больше в нашем быту различных зарубежных полимерных материалов. Скажем, из большого количества отходов полимерных материалов в Москве почти 30 процентов - тара из полиэтилена, поливинилхлорида и полиэтилен терефталата. В столице каждый год реализуется более одного миллиарда единиц напитков в полимерной упаковке. Знаете, к чему это приводит? К образованию более 60 тысяч отходов в год. Только один завод, построенный фирмой "Кока-Кола", выпускает ежегодно более 50 млн. пластиковых бутылок с напитками. В основном в производстве используются плохо разлагаемые полимерные материалы. Исследования показали: данные отходы разлагаются в течение 25-30 лет. И все эти годы они губительно действуют на нас с вами.
Но и это не все. Есть другая составляющая беды: отвратительное санитарное состояние многих российских территорий. Отсутствие мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов. Трудно найти регион, территорию, где бы не нарушались сроки плановой очистки от бытового мусора. Где бы не было санкционированных свалок. Тут не требуется каких-то особых изысканий - достаточно посмотреть во двор дома, в котором вы живете, проехать по тому же Подмосковью. Даже в самых престижных местах пригорода Одинцовского района таких свалок не счесть.
В нашей стране всего четыре мусороперерабатывающих и 11 мусоросжигательных заводов. Треть их них не работает. Причина? Используемые зарубежные технологии не справляются с подлежащими утилизации отходами из-за специфики их состава. А специфика эта не что иное, как результат отсутствия системы изначального раздельного сбора. Из-за устаревших технологий в атмосферу выбрасываются хлор- и фторсодержащие полимерные материалы, которые в свою очередь образуют диоксины и бензофураны. О высокой токсичности, мутагенном и канцерогенном действии этих веществ уже столько говорено, что не вижу смысла повторять.
Скажу о другом. В нашей стране до сих пор не принят раздельный сбор отходов. Какой контейнер для мусора стоит в вашем дворе? Один на все про все. Просроченные лекарства, разбитые градусники, люминесцентные лампы, остатки лаков, красок - все в один контейнер. Потом это все вывозится (если вывозится вообще) под видом малоопасных твердых бытовых отходов на полигоны, на стихийные свалки. И никто из руководителей не считает нужным обратить внимание хотя бы на то, что рядом с такими полигонами и свалками деревни, поселки, города. Тем более что сами полигоны часто не отвечают санитарным нормам. В Приморском крае 232 свалки бытовых отходов, из них лишь 99 санкционированных. В республике Карелия из 254 174 - несанкционированные, в Свердловской области из 787 - 398 незаконных, в Рязанской области из 295 незаконных 240. Примеры можно продолжать бесконечно.
Помойки, свалки, отходы... Согласен, не самая приятная тема для публичного разговора. Но замалчивать проблему далее невозможно. Невнимание к вопросам утилизации, переработки и захоронения токсичных промышленных отходов ТБО обостряет и без того тревожную санитарно-эпидемиологическую обстановку во многих российских регионах. Тут есть свои лидеры: Красноярский и Приморский края, Московская, Челябинская, Свердловская, Оренбургская области.
В Екатеринбурге уже давно нарушаются графики вывоза твердых бытовых отходов. А срыв графика приводит к переполнению контейнеров, ухудшению санитарного состояния целого микрорайона с населением 20-25 тыс. человек. Страдает этот город и от еще одной общей для России беды. Не вывозятся вовремя мусор, бытовые отходы - неизменно возрастает, особенно в крупных городах, количество крыс и мышей. Их так много, что они совершенно спокойно разгуливают по Кутузовскому проспекту в Москве. В России растет заболеваемость лептоспирозом, которым одаривают грызуны. В 30 процентах случаев этот недуг заканчивается гибелью человека. В России все больше пострадавших от укусов крыс. В Екатеринбурге на тысячу квадратных метров приходится 3 грызуна. При общепринятой норме не более 0,5 грызуна на тысячу квадратных метров. В этом городе зарегистрировано 311 случаев преждевременной смерти населения от болезни системы кровообращения и органов дыхания. Конечно, причин тому много. Но все же есть некая закономерность между состоянием свалок и состоянием здоровья.
У нас нет культуры обращения с мусором. Нет цивилизованных помоек, полигонов. Трудно сказать, когда мы придем к тому, что пищевые отходы начнут отделять от полиэтиленовых емкостей, когда стеклянную тару перестанут смешивать с банками из-под пива. А такая сортировка жизненно - подчеркиваю, жизненно необходима. Иначе, даже если случится такое чудо и повсеместно станут вовремя вывозить мусор, мыть, дизенфицировать контейнеры, благополучие не наступит.
Может, потому, что мы столь дремучи в "помоечных" проблемах, некоторые государства пытаются использовать Россию как место мировой свалки. Под тем же Екатеринбургом был обнаружен целый железнодорожный состав токсичных отходов, поступивших из Франции. Япония планировала захоронение медицинских отходов в Сибири, ЕЭС предлагала жечь на территории России около 5,7 млн. тонн мясокостной муки, образовавшейся от переработки животных, зараженных губчатой энцефалопатией.
Как же надо не любить не только свой народ, свою страну, но и самих себя, чтобы спокойно относиться к подобным фактам, смириться с торжеством свалок и согласиться жить в условиях помойки. Будем по-прежнему сорить на улицах, бросать окурки где попало, оставлять в скверах банки из-под пива - будем все чаще болеть такими недугами, перед которыми современная медицина бессильна.