Говорят, что на всех выборах есть наблюдатели, но в этом году эта напасть появилась задолго до голосования. Наблюдательный совет был создан для того, чтобы контролировать выполнение общественного договора "Выборы-2003". Договор был подписан в конце августа 27 политическими партиями и шестью журналистскими сообществами и пиар-агентствами.
Наблюдателям вчера тоже пришлось несладко. Пока одни партии, СПС и "Яблоко", рекламировали себя отказом в работе Наблюдательного совета, другие, подобно КПРФ, усмотрели в этом институте прекрасную трибуну. И вот вчера члены совета решали, как же им отреагировать на телеграмму председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, жаловавшегося на сюжет информационной программы "Вести" ВГТКР о книге Кирилла Бельянинова, показанный 3 сентября. Зюганов назвал этот сюжет "информационной атакой на КПРФ". Правда, 8 экспертов совета не спешили с ним соглашаться. Так, Погуляев Денис решил, что глава Компартии распространяет сведения, которые "могут быть расценены судом как порочащие деловую репутацию ВГТРК". При этом никто из экспертов сюжета не видел и книги не читал. Если бы не жалоба КПРФ, то все участники вчерашнего совещания и дальше бы жили в блаженном неведении о мнении г-на Бельянинова, так возмутившем Зюганова: "Наладив прочные финансовые и политические связи с Борисом Березовским, коммунисты, во многом неожиданно для себя, наверное, оказались связаны и с чеченцами. Они - единственные союзники Березовского. Поэтому коммунисты вынуждены защищать чеченских сепаратистов". Руководитель экспертной группы Лев Орлов заметил: "Сюжет является информационным, и рассматривать его как предвыборную агитацию нельзя, могут быть рассмотрены аспекты морально-нравственного характера". "Мы должны понять, игра ведется честно или нечестно, - пытался вразумить своих коллег замгендиректора ОРТ Марат Гельман, - а если мы отфутболим первую жалобу, пойдут в ЦИК, в суд, в Союз журналистов. Либо жалоб будет много, либо мы - никто". Сенатор Людмила Нарусова настаивала, что употребленное в высказывании слово "коммунисты" - "расплывчатое, это не название партии". "А может быть, журналист не любит коммунистов?" - задался философским вопросом политолог Игорь Бунин. Еще коммунистам посоветовали не рекламировать эту книгу или же представить доказательства связи или отсутствия связи с Березовским.
После этого плодотворного обсуждения члены Наблюдательного совета все-таки усмотрели нарушения журналистской этики и приняли решение накляузничать на репортера в Большое жюри Союза журналистов и Национальную ассоциацию телерадиовещателей. Это решение давало возможность заявить об отсутствии нарушения Общественного договора. И ненадолго партии притихли, тем более что Андрей Пржездомский энергично взялся за следующий пункт повестки - механизм проведения теледебатов на Первом канале и "России" с 10 ноября по 5 декабря. Первый готов выделить на эту информационно-агитационную работу 40 минут ежедневно: в двух передачах представители двух политпартий будут меряться силами. "Россия" тоже готова пожертвовать по 40 минут, но предлагает совмещать в одной передаче 3-4 участников. Марат Гельман попросил партии побыстрее определиться со своими оппонентами и предупредил, что медлительных отправят "на запасные аэродромчики". Один из партийцев даже охнул на всю комнату: "Как вы можете говорить от имени зрителя?" - "А мы знаем, мы изучаем данные каждый день, - невозмутимо парировал Гельман, - да, это давление - но в интересах зрителя".
Кстати, вчера к общественному договору присоединилась Российская политическая партия Мира и Единства Сажи Умалатовой.