Сергей Степашин впервые опоздал на заседание Коллегии - священного ареопага любого федерального органа власти. Просьба "РГ" передать его галстук в распоряжение редакции застала Сергея Вадимовича в дверях Счетной палаты. Ошарашенные сотрудники, спешившие на работу, с изумлением взирали, как Степашин стягивает с себя галстук и передает его корреспонденту "РГ". А потом минут пятнадцать, пока кто-то из его помощников не передал ему собственный галстук, председатель Счетной палаты РФ, президент Европейской организации высших органов финансового контроля шел к своему кабинету с расстегнутым воротом рубашки.
А каков Сергей Степашин без галстука, в обыденной жизни? Знающие его люди говорят, что, оставаясь без галстука и пиджака, Степашин часто переносится мысленно в родной Питер. Там, как он обычно рассказывает в своем кругу, - его родительский дом, "начало начал". Там - первая дружба и горечь от столкновения с первым предательством. Белые ночи и первая любовь - жена Тамара и поныне остается верной и терпеливой жизненной спутницей своего беспокойного и, как ртуть, подвижного супруга.
Близкие к Степашину люди сходятся в одном: главная доминанта его личности - совестливость, усиливаемая последовательно соблюдаемой - порой даже до болезненной скрупулезности - порядочностью. Вспыльчивое и небесспорное решение Ельцина об отставке Степашина с поста председателя Правительства в 1999 году, принятое в обстоятельствах, которые, по мнению большинства наблюдателей, были для него по меньшей мере оскорбительными, - решение это ни разу не спровоцировало экс-премьера на публичную ответную реакцию. Даже в ходе застолий со "своими" эта тема не комментируется.
Пьет Степашин умеренно, предпочитает красное вино. Любит и умеет поддерживать компанию. Тут точно выступит запевалой. Любимая песня - знаменитая дербеневская "Призрачно все..." из кинофильма "Земля Санникова".
Как-то с товарищем Степашин заехал на станцию техобслуживания. Друг встал у окошка, а Степашин принялся изучать рекламные плакаты. Директор офиса недовольно бросил: "Паша, тебе что, делать больше нечего?" Степашин растерялся: "А собственно..." - "Да не собственно, а иди к себе за стол, ты же застопорил подачу сальников в цех!" - "А где мой стол?" - Директор подошел к Степашину и принюхался: "Тебе что, твое рабочее место показать?" - "Посмотрю с удовольствием". Входят в кабинет. Тут уже растерялись оба. За столом сидит... Степашин. Разительное сходство председателя Счетной палаты с завхозом станции техобслуживания Павлом Куклиным - вкупе с взаимными симпатиями - до сих пор служит причиной добрых отношений между двойниками.
На шведском ордене Полярной Звезды, которым Степашин награжден за вклад в развитие отношений с этой страной, выгравирован девиз: "Nescit occasum", переведенный российскими СМИ метафорично: "Всегда в зените". Один из журналистов предложил дословный перевод: "Не знает заката" и спросил:
- Какой вариант вам больше нравится?
- Оба. "Зенит" мне импонирует, потому что так называется и питерская футбольная команда, за которую я "болею".
- А чем "закат" хорош?
- Были в моей жизни не только взлеты. Падения, знаете ли, мобилизуют. Поэтому и не доходило до "заката".