02.10.2003 13:53
    Поделиться

    Эмитенты должны раскрывать информацию

          - Игорь Владимирович, ФКЦБ России разработала новые стандарты раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Расскажите, в чем суть и новации документа и какое значение он будет иметь для фондового рынка?

         - Ранее в России не существовало единых стандартов раскрытия информации. Действовали отдельные нормативные акты, регулирующие эту сферу. Их положения иногда пересекались, дублировали друг друга. При этом объем раскрываемой информации не соответствовал требованиям инвесторов, а порядок раскрытия создавал определенные трудности как для инвесторов, так и для эмитентов ценных бумаг. Такая система не давала инвесторам гарантии в том, что необходимая им информация будет раскрыта и они смогут ее легко найти при первой необходимости.
         В связи с этим и возникла необходимость разработки единых стандартов, которые бы являлись для эмитентов и инвесторов своеобразным кодексом раскрытия информации. Положение ФКЦБ касается не только раскрытия информации с момента принятия решения о размещении бумаг и до момента госрегистрации отчета об итогах выпуска, но и определяет правила раскрытия информации об эмитенте и его ценных бумагах на регулярной основе уже после завершения эмиссии. При создании новых единых стандартов была принята во внимание международная практика раскрытия информации, действующие стандарты Международной организации регуляторов рынков ценных бумаг (ИОСКО), а также существующие в этой сфере директивы Евросоюза.

         - Изменятся ли способы раскрытия информации c вступлением в силу нового положения?

         - Да, они изменятся, и существенно. Основная цель, которая стояла перед нами при изменении системы раскрытия информации, - это повышение оперативности доставки информации заинтересованным лицам. Ранее информация попадала инвесторам через значительный промежуток времени - это могло быть и три месяца, и даже полгода. С вступлением в силу этого постановления система раскрытия кардинально изменится.
         Если ранее существовало два способа раскрытия информации - публикации в печатных изданиях и предоставление копий документов, то сейчас количество способов значительно расширено. Во-первых, в положении вводится требование раскрывать информацию в ленте новостей информационных агентств. Мы считаем, что введение такой обязанности значительно повысит степень оперативности раскрытия информации. Комиссия провела тендер среди информагентств по раскрытию информации. В результате были определены два агентства - "Интерфакс" и "АК&M". Эмитент в обязательном порядке должен раскрывать информацию на лентах обоих агентств. При этом он может на добровольной основе предоставлять информацию и в другие агентства, работающие на российском рынке.
         Пока информация не опубликована на ленте, она не считается официально раскрытой. И только после того как сообщение прошло в агентстве, оно не будет считаться инсайдерской информацией и может использоваться для совершения какой-либо сделки. Понятно, что публиковать в ленте новостей проспект эмиссии или ежеквартальный отчет - не реально, но эмитент обязан отправить на ленту сообщение о том, где, на какой странице в сети Интернет можно ознакомиться с этими объемными документами. Интернет-страница - это второй способ раскрытия информации, размещение сведений на которой будет происходить после раскрытия в агентстве. Это может быть любая страница в сети, главное, чтобы на ней сведения раскрывались в режиме свободного доступа в течение установленного срока. И третий способ - публикации в печатных изданиях.
         В ленте новостей информация должна быть раскрыта не позднее дня, следующего за днем наступления события, в Интернете - не позднее трех дней и в печатном издании - не позднее пяти дней. Причем эти требования действуют как для сообщений на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг, так и для сообщений о существенных фактах после завершения эмиссии. В постановлении предусмотрен не только день, но и час, до которого информация должна быть раскрыта в ленте новостей. Не позднее одного дня с момента наступления события до 10 часов утра. Это требование касается любого дня, в течение которого информация раскрывается.
         Оно введено с той целью, чтобы в случае если бумаги обращаются на бирже, информация поступила до начала торгов, и с нею могли ознакомиться все участники рынка. Установлено, что раскрытие информации на ленте будет для эмитентов бесплатным.
         Что касается публикаций в периодических изданиях, - раскрытие сведений таким способом остается одним из важных и популярных среди российских компаний. В документе определены нормы по объемам тиража периодических изданий, в которых эмитент может раскрывать информацию. В "Приложении к Вестнику ФКЦБ России" будут размещены все сообщения, раскрываемые эмитентом. Таким образом, инвесторы получают возможность ознакомиться со всей информацией, раскрытой эмитентом, в одном источнике.

         - Изменились ли требования к объему раскрываемой эмитентом информации?

         - Во-первых, значительно возрос объем информации, раскрываемой в проспекте и ежеквартальном отчете. В основном это касается финансовых экономических показателей, аналитики и параметров, на основании которых инвестор может делать какие-то выводы о состоянии компании. Во-вторых, изменились требования к объему раскрываемой информации на этапе размещения ценных бумаг. Ранее раскрывались сведения только о госрегистрации выпуска ценных бумаг и о порядке доступа к информации, которая содержится в проспекте. Отныне раскрывается информация и о всех действиях эмитента, связанных с размещением бумаг. Это информация о приостановлении размещения, если вносятся изменения; о возобновлении размещения, если изменения зарегистрированы или отказано в регистрации изменений; о завершении размещения, если истек срок или все бумаги размещены до истечения этого срока.

         - Кто будет контролировать исполнение эмитентом всех норм по раскрытию информации?

         - Обязанность по раскрытию информации лежит на самом эмитенте, соответственно на его уполномоченном органе. Если брать во внимание ленту новостей, то часть обязанностей лежит на информационном агентстве.
         Мониторингом же раскрытия информации будет заниматься финансовый консультант эмитента, подписавший проспект ценных бумаг. Обязанности финконсультанта в части подтверждения достоверности раскрываемой информации с регистрацией проспекта ценных бумаг не заканчиваются. Он должен следить за тем, чтобы вся процедура раскрытия информации исполнялась эмитентом в установленных объемах и в указанные сроки. При обнаружении несоответствий законодательству финконсультант обязан сообщить об этом в комиссию, а в ряде случаев также и участникам рынка. При нарушении финконсультантом своих обязанностей при раскрытии информации к нему могут быть применены санкции, вплоть до уголовной ответственности.

         - А как участвуют в системе раскрытия информации организаторы торговли?

         - Участие бирж в этом процессе предусмотрено уже действующими требованиями к организаторам торговли. Им отведена достаточно значительная роль. Эмитенты, бумаги которых публично обращаются на биржах, обязаны предоставлять торговым площадкам целый перечень документов. Если эмитент предоставляет биржам неполную информацию, то его бумаги не могут пройти биржевой листинг. Однако мы считаем, что биржи должны предъявлять более высокие требования к листингу компаний. При этом ФКЦБ как регулятор определяет только направление деятельности торговых площадок в этой сфере, а уже сами биржи должны совершенствовать свои правила включения компаний в биржевые котировальные листы. В данный момент комиссия разрабатывает новые стандарты листинга, которые будут готовы уже к концу текущего года.
         Мы ввели биржи в процесс контроля применения норм корпоративного поведения эмитентами, которые входят в котировальные листы А1 и А2. Другое дело, как биржи со своей стороны относятся к выполнению этой функции...

         - Какая ответственность предусмотрена за нарушение стандартов раскрытия информации?

         - Если нераскрытие информации или же ее раскрытие с нарушением происходит на этапе эмиссии ценных бумаг, ФКЦБ вправе приостановить процедуру эмиссии и назначить проверку. При обнаружении серьезных нарушений, которые повлекли за собой убытки, ущерб со стороны инвесторов, а также нарушение их прав, комиссия может признать выпуск несостоявшимся и аннулировать эмиссию. Во всех других случаях предусмотрена административная ответственность. В случае если нераскрытие либо раскрытие недостоверной информации повлекло серьезный ущерб со стороны инвесторов, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
         Три основных составляющих новых стандартов раскрытия информации - достоверность, оперативность и полнота предоставляемой информации. От выполнения этих норм зависит эффективность всего российского фондового рынка. Положение ставит участников рынка в равные условия при получении информации, что значительно снижает возможности использования инсайда при заключении сделок с ценными бумагами. Кроме того, принятие новых стандартов раскрытия информации - это значительный шаг вперед в повышении прозрачности нашего рынка.

    Поделиться