Неразбериха в школах Перми

     Вроде бы все справедливо. Если невозможно раздать всем сестрам по серьгам, пусть каждая получит хотя бы по одной. Однако в Перми у педагогов уже есть печальный опыт - эксперимент по оптимизации сети дополнительного образования. Дело вроде правильное, нужное и в области идет без особых эксцессов. А вот в областном центре оно почему-то завершилось громким скандалом и кадровыми перестановками.

     По некоторым признакам не обойдется без проблем и новый виток совершенствования образования. Временный порядок финансирования общеобразовательных школ принят городским комитетом по образованию в мае, поближе к концу учебного процесса и отпускам. Цель была благая: до начала учебного года уточнить позиции и проверить расчеты. Однако уже осень на пороге, а директора школ до сих пор не могут понять, как им дальше работать.

     Жизнь учителя, как известно, состоит из трех частей: учебный год, ожидание отпускных и собственно отпуск. Последний как раз и дается для того, чтобы работник народного образования мог на досуге поразмышлять: в какую школу он вернется осенью, что там новенького надумали в больших кабинетах?

     Подобные размышления нынче имеют под собой особую почву: временный порядок финансирования почему-то распространяется только на одно направление школьных финансов - фонд оплаты труда.

     Как задумывалась новая схема и чего от нее ждать, рассказывает руководитель городского комитета по образованию Николай Карпушин:

     - У нас 150 школ, и при сложившейся системе финансирования часть из них просто выпадала в осадок. Где-то на ученика приходилось до 7 тысяч рублей в год, а где-то -1,5 тысячи. Ситуация не управлялась. Деньги шли не на ученика, а под инициативу директора. Один вводил углубленное изучение предметов, другой - компенсирующее обучение. У нас был случай, когда в одной из школ ввели группу продленного дня... на 1400 человек. И все это - фонд заработной платы. Мы исходим из того, что школы должны иметь единый норматив на одного ученика, а директорские инициативы осуществляться в определенных рамках. Например, аккредитовалась школа на гимназию - получает финансирование по более высокому нормативу. Есть образовательная политика, направленная на равное право детей на равное образование. Ситуация должна изменяться в лучшую сторону пошагово. Сейчас новый вариант финансирования активно прорабатывается, и до конца августа директора школ получат уточненные нормативы. По новым нормативам и будет сверстан бюджет отрасли на 2004 год. До конца текущего финансового года изменений не будет.

     Школу, надо сказать, это мало утешает, поскольку финансовый год с учебным никогда не совпадал.

     - Нам выдали конкретную сумму с учетом числа детей, - рассказывает директор школы N 100 Людмила Усольцева. - Мы посчитали и поняли: фонд оплаты труда сократился сразу на четверть. В последние 5 лет у нас получалось на ученика 5465 рублей. По новым нормативам - 4540. Как я сохраню уже сложившуюся в школе специфику, если на каждого ребенка стало на тысячу рублей меньше? У нас 7 коррекционных классов - почти в каждой параллели. Этот подушевой принцип финансирования их просто задушит. Какое решение я должна принять в этой ситуации? Вопрос для нас острый и принципиальный.

     Когда работаешь в школе и видишь перед собой детей коррекционных классов, понимаешь, как им не хватает внимания. Даже с этой точки зрения классы выравнивания необходимы. Чтобы сохранить их, мы будем вынуждены сокращать людей.

     Нам пообещали оставить финансирование в прежних размерах до конца календарного года. Но новый финансовый год начнется в середине учебного. Поэтому, чтобы не сесть в лужу, мы должны решать этот вопрос сразу, до начала учебного года. Как управленцы мы просто обязаны это сделать до 1 сентября, чтобы люди потом не остались без работы.

     Если никаких изменений во временном документе не произойдет, то это будет реальность. Сейчас, чтобы соблюсти юридические формальности, мы предупредили сотрудников о возможном сокращении, поскольку обязаны сделать это за 2 месяца. Нам предстоит сократить 12 педагогов и 12 уборщиц - все это не ставки, а живые люди.

     Добавим, что далеко не все школы оказались в столь невыгодном положении. Однако логика процесса понятна. Коль скоро фонд оплаты труда рассчитывается от числа учащихся, а делится потом на работающих, проигрывают те школы, где более профессиональные кадры, где больше учителей с высшей и первой категориями. Словом, те, кто до сих пор был предметом особой гордости администрации.

     Правда, совсем зарезать на корню продвинутые школы комитет по образованию не стремится: денег на "углубленного" ученика все же будет выделяться побольше, чем на среднестатистического. Тем более что именно такую позицию занимает департамент образования Пермской области.

     Интересно, кстати, что теперь в общей очереди за муниципальным пирогом будут стоять и бывшие школы прямого подчинения: с 1 июля все они переданы под крыло районных управлений образования.

     Так называемый "восьмой микрорайон" в Перми упразднен из лучших побуждений - во избежание злоупотреблений при наборе в элитные школы и для правильного формирования вертикали управления. И финансироваться они будут в лучшем случае как школы с углубленным изучением отдельных предметов. Между тем при всем вреде неравенства существование подобных школ отражало не только конкуренцию кошельков, но и некую объективную реальность в области духа. Многие из этих школ можно с полным правом назвать авторскими: например, школу N 146, известную ранее как областная физико-математическая. Ее директор Александр Корзняков припоминает, что эксперименты с передачей школ прямого управления под опеку районов уже были и во всех случаях приводили к снижению уровня образования. Помимо всего прочего, руководители школ не принимали участия в обсуждении грядущих перемен и были просто поставлены перед фактом. Чего ждать в будущем и как обеспечивать уровень образования детей, перед которыми школа заранее взяла повышенные обязательства, непонятно. Даже при сохранении гарантированного минимума заработной платы не исключено, что с частью педагогов придется расстаться. Тем более что в подобных школах и квалификация учителя высока, и работать привыкли по максимуму. Что ж, если это никому не нужно...

     Но здесь во всяком случае, мы имеем дело с педагогами, которые с голоду не умрут, и с детьми, которые в крайнем случае сами пробьются. Гораздо сложнее обстоит дело с теми школьниками, которые обучаются в классах так называемого седьмого вида - коррекционных. Стоит эта самая коррекция в 4 раза дороже, чем обычное среднее образование. По мнению городского комитета по образованию, эти деньги просто выброшены на ветер.

     Понятно, что с системой общего образования пора что-то делать. Но неплохо бы сначала решить, что именно. И как.