Российская сторона против такого рода гарантий не возражает, но предлагает не нарушать графика введения российского рубля. Как считает премьер-министр РФ Михаил Касьянов, "специалисты Минфинов и Центральных банков двух стран полагают, что неподписание основных документов о единой валюте до конца текущего года автоматически закрывает возможность введения рубля в Беларуси с 2005 года. У нас есть возможность интенсифицировать работу и за 3 месяца все процедуры выполнить".
Что касается выгод и издержек после введения российского рубля в Беларуси, вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что "особых убытков не будет. Проекты соглашений предусматривают, в частности, большее примерно на треть обеспечение денежной рублевой массы для союзного рубля, чем нынешней белорусской валюты. Это гарантирует бесперебойные текущие расчеты с Беларусью". В то же время А. Кудрин высказался вполне конкретно: "Использование безналичного рубля возможно только после введения рубля в качестве единственного законного платежеспособного средства". Проще говоря, Россия пока не соглашается на параллельное хождение в Беларуси в переходный период безналичного российского рубля и наличного - белорусского, что предлагается Минфином и Нацбанком Беларуси. Одно из главных обоснований белорусской позиции - вполне возможные "российские темпы" роста внутрибелорусских цен и тарифов (если в 2004 году отменят белорусский рубль).
Напомним, что в ходе переговоров в Сочи Владимира Путина и Александра Лукашенко российская сторона дала понять, что от введения российского рубля экономика и социальная сфера Беларуси не пострадают. Так что решение упомянутых проблем неизбежно хотя бы потому, что и Москва, и Минск заинтересованы в минимуме издержек от введения в Беларуси российского рубля.
"Газовая" тематика тоже обсуждалась союзным Совмином. Основные решения в этом секторе уже приняты: с будущего года Россия планирует поставлять газ Беларуси по базовой, т.е. переговорной ставке в 80 долларов за тысячу кубометров, но обе стороны предварительно договорились о 50 долларах. Минск же объявил о повышении транзитного тарифа на российский газ почти вдвое - до 1,1 доллара за тысячу кубометров на 100-километровую перекачку, т.е. как на Украине. Характерно, что с коммерческими российскими газопоставщиками, обеспечивающими примерно треть белорусского спроса на газ, Минск недавно договорился о 40-55 долларах за тысячу кубометров... Впрочем, премьер-министр РФ не исключил, что "Газпром" может "вновь установить для Белоруссии внутрироссийские цены на газ. Для этого, на мой взгляд, нужны приемлемые условия по созданию российско-белорусской газотранспортной компании".
Одно из основных условий продолжения ценовых переговоров - снижение транзитных расценок в Беларуси на российский газ: в этом случае Москва может снизить свои газовые цены до 50 долларов и ниже, причем независимо от переговоров по "Белтрансгазу". Нелишне отметить, что по 80 долларов за тысячу кубометров Россия ныне поставляет газ на Балканы, некоторым странам Восточной и Северной Европы. Государства же СНГ (кроме Беларуси) получают российский газ за 50-75 долларов. По расчетам белорусской стороны, дополнительные газовые расходы Беларуси при 50 долларов составят минимум 120 миллионов рублей, а при 80 долларах - 200-230 миллионов рублей в год.
Эта проблема связана не только с российским газовым транзитом, но и с приватизацией "Белтрансгаза": Беларусь хочет получить за свою газотранспортную систему более 4 млрд. долларов, но в "Газпроме" белорусскую отрасль оценивают в 1-1,2 млрд. долларов.