Открылся новый сайт ВЦИОМ-А, исследовательской компании, созданной коллективом бывшего ВЦИОМа, покинувшего старое здание и свою формальную оболочку в связи со скандальным акционированием. "Мы все ушли, от Левады до уборщицы, - сказали нам во ВЦИОМ-А. Наш разговор о планах нового социологического центра с его сотрудником, кандидатом исторических наук Леонидом Седовым.
- Наш новый офис находится на Пушкинской площади, здесь разместился весь коллектив, человек 80, от Левады до уборщицы. Мы разместили на сайте первые социологические данные и комментарии нашей новой-старой компании: они об отношении москвичей к выборам мэра, петербуржцев - к аресту Гусинского, и всех россиян - к октябрьским событиям 1993 года. Готовится к публикации последний опрос по рейтингам политиков.
- Все деньги на исследования, технику вы зарабатывали сами?
- Да. Кстати, все компьютеры, купленные отнюдь не на бюджетные деньги, нам пришлось оставить, поскольку они были зарегистрированы как имущество унитарного предприятия. Но ничего, мы уже обзавелись новым хозяйством и работаем в почти обычном режиме. В конце месяца запустили наш традиционный опрос.
- Как у вас с портфелем заказов?
- По-моему, традиционные заказчики старого ВЦИОМа от нас не отшатнулись.
- Как вы считаете, вы увели за собой "марку"?
- Формально она осталась в старой организации, но... Марка "ВЦИОМ" юридически не была оформлена. Мы успели зарегистрировать, запатентовать марку "ВЦИОМ-А" раньше, чем ее зарегистрировал старый ВЦИОМ. Так что у нас есть юридические преимущества.
- Вы уверены, что поступили правильно, уйдя из ВЦИОМа?
- Когда было решено, что ВЦИОМ из унитарного предприятия превращается в акционерное общество с тремя акционерами - администрация Президента, Минтруд и Минимущество - с нами никто не консультировался, не советовался. Был создан новый совет директоров, куда Леваду даже не позвали. Назначенный новый генеральный Валерий Федоров никому не был известен.
- Он не был авторитетен в социологическом мире?
- Да просто не известен.
- В России в последние годы было три лидирующих опросных социологических центра - ВЦИОМ, ФОМ и, пожалуй, РОМИР-мониторинг. Это такие фабрики опросов. Какая сейчас возникнет картина?
- ВЦИОМ-А остается такой "фабрикой опросов".
- А старый ВЦИОМ может наладить такую же могучую четвертую фабрику? Легко это сделать с профессиональной точки зрения?
- Да нет, конечно, не легко. Мы очень долго набирались опыта, у нас были ошибки, сбои, пока создали настоящую фабрику по добыче и обработке данных.