В связи с недавней встречей в Кэмп-Дэвиде, фонд "Общественное мнение" провел опрос на тему "Американцы о России. Россияне об Америке". Об основных выводах этого исследования мы ведем сегодня разговор с народным артистом России, руководителем Московского драматического театра Арменом ДЖИГАРХАНЯНОМ.
- Армен Борисович, как, вы считаете, мы относимся к американцам, а они к нам: хорошо, плохо, безразлично? Как складывается это отношение?
- Мы почти не знаем страну под названием Америка, и почти не знаем истинных американцев. Так же, как американцы не знают русских. У нас самое распространенное представление об Америке - это русская диаспора, то есть эмигранты, условно назовем Брайтон Бич.
Я думаю, что у них со знанием русского человека еще хуже. Потому что мы в России хоть читаем литературу американскую, знаем писателей, художников, кино смотрим. А они и этим не интересуются.
- Но по результатам опроса, проведенного недавно фондом "Общественное мнение", выяснилось совсем другое. Американцам из культурных деятелей России знакомы Барышников, Лев Толстой, Солженицын и Чайковский, а нашим гражданам известны Шварценеггер, Мадонна и Майкл Джексон.
- Я не верю никаким социологам. Я рассуждаю о том, что знаю. Пятый год на три-четыре месяца я уезжаю в Америку, где работает моя жена. Три месяца я нахожусь в абсолютно американской среде, хотя языка не знаю, что, конечно, делает мои позиции слабее. Но я говорю о том, что вижу. Иногда у меня возникает ощущение, что они (американцы) даже не знают, что такая страна есть. Поверьте мне. Например, они очень любят Чехова. Но если б вы знали, как это далеко от знания Чехова, потому что они нашу историю не знают. Они не знают, что такое двадцать верст до железной дороги...
- Это вполне объяснимо, наверное, чтобы это знать, надо здесь прожить...
- Вы сейчас как из тюбика пытаетесь выдавить суждения. Я говорю то примитивное, что знаю. Они не знают. Вот и все. Я говорю о глубинном знании. Например, я очень хотел и хочу пригласить американского режиссера к нам в театр. Для знакомства с другой эстетикой, другим мышлением человеческим. Я ему предложил поставить спектакль. Но - если б вы знали, как тяжело с ними договориться. У них нет интереса к нам.
- Почему?
- Это, грубо говоря, удел богатых людей. Барышников, ну да, хорошо. Растропович, ну да, ну и что дальше? Они не хотят их "нюхать", потому что у них нет проблем. Знаете, кто гениально про Америку сказал? Скотт Фицджеральд. Он сказал: Америка - это нация первого акта. Классическая пьеса: первый акт - это завязка, потом начнется драма. А это их уже не волнует. И поэтому мы со своими страданиями абсолютно им не понятны. Но я очень люблю Америку.
- За что?
- За высокий быт. Я был во всем мире, выше американского быта ничего нет. И второе - за их отношение... я бы сказал одним словом - к Богу. В это понятие входят дети, старики, животные, все, что нуждается в помощи. Я это все объединил в одно понятие Бога. Они все перекладывают на Бога. Так надо. Если ребенок умер, Бог ребенка забрал - это надо Богу. Для меня это невероятная вещь. Иногда то, что я языка не знаю, мне помогает. Потому что я хочу "понюхать" эту страну. Потому что если - "баля-баля" - информацию какую-то скажут, я подумаю, что понял. Но это не то понимание. А мне хочется понять-понюхать. Удивительная вещь! Вот Бог - и это все делает для меня Америку удивительной страной. Все остальное - правительство, чиновники - как во всем мире.
- Когда вы говорите, что мы им не интересны, вам не кажется, что это просто сложившийся на сегодняшний день стереотип? Сложилось устойчивое мнение о них, как о людях обеспеченных и никем, кроме себя, не интересующихся...
- Все наши суждения - с этой стороны океана. Есть люди, которые там по двенадцать лет жили и тоже не понимают. Мне Генрих Боровик однажды рассказал гениальную историю. Много лет назад, я тогда вообще не был в Америке. Он какую-то свою пьесу про эту страну делал. Он сказал, знаете, я был свидетелем, когда человек приезжает на биржу труда, я знаю точно, что у него последние двадцать пять долларов, больше нет денег, у него есть семья. Так вот он приезжает на биржу труда опрятно одетый, побритый, на своей машине. Но что самое странное, говорил Боровик, он в хорошем настроении. Все. Тут надо поставить точку. Как только вы скажете "а может быть..." - это уже действие происходит в Москве или Ярославле, в каком-нибудь социальном или пенсионном фонде. Это другие люди.
- До того, как вы побывали в США, у вас же было какое-то мнение о них? Какое?
- Вот такое, какое у вас сейчас. И у всех. Что это насилие, что вечером, как минимум, тебя искалечат, что это страна презервативов и жвачки. Ненависти у меня не было, но я боялся этой страны. Я когда первый раз поехал, подумал - ох, насмотрюсь порнографии. Потом выяснилось, что там это просто запрещено. Что у них существует культ семьи. Что на американском телевидении грудь не показывают. Вот эти шоки у меня продолжаются до сих пор. Я очень люблю Америку. Это удивительная нация. При всем при том, что считается, что такой нации нет, а есть эмигранты, богатые-бедные и т.д. Знаете что? Там есть мораль.
- А у нас?
- Мне кажется, у нас есть страх. Умение обходить ловко библейские заветы: не убий, не прелюбодействуй.
- Мне не хочется сводить все к банальному "они хорошие - мы плохие", и наоборот.
- Идите тогда к философам и задавайте им вопросы. А я реалист. Для меня самое сложное - это простое. Поэтому для меня самое трудное - это примитивное.
- Так как, по-вашему, к ним полезно относиться?
- С богатой Америкой надо дружить. Конечно, сложно, есть проблема лидерства. Если встречаются умные люди, у них начинается конфликт. Но лучше быть с ними. Как лучше с хорошим режиссером работать - трудно, но интересно.
Важно быть вместе.
Суждения росcиян об Америке:
Положительный образ: "богатая, благополучная страна
с высокоразвитой экономикой и развитыми технологиями"; "страна, где живут богатые, обеспеченные люди";
"свободная, демократическая, цивилизованная страна; правовое государство, где работает закон"; "партнер, союзник России"; "люблю эту страну с детства"; "государство, где я хотел бы жить".
Отрицательный образ: "мировой палач"; "удав, сожравший полмира"; "диктаторы своего миропонимания";
"водой бы она покрылась"; "гранату кинуть хочется"; "я их органически не перевариваю".
С чем ассоциируется США у россиян?
"Флаг со звездами"; "Макдоналдс"; "автомобиль "Кадиллак"; "виски"; "джинсы"; "статуя Свободы"; "Джордж Вашингтон, Клинтон".
Каким представляется рядовой американец россиянам?
"Благополучный человек: дом, несколько машин, техника всякая"; "благосостоятельный человек или человек с нормальным уровнем жизни".
Американцы о России:
Говоря о России, американцы старше 16 лет чаще всего упоминали коммунизм, холодную войну и холодную погоду.
Перечисляя известных россиян, респонденты чаще всего называли фамилии президентов и исторических деятелей. Наиболее часто упоминались имена Михаила Горбачева и Иосифа Сталина.
Хотя представления американцев о русских весьма разнородны, "типичный" россиянин чаще всего видится им обычным, трудолюбивым и бедным человеком.