У белорусов свое мнение

     Итог встречи в Доме Правительства на Краснопресненской набережной известен: соглашение о введении с 2005 года российского рубля на территории Беларуси не одобрено Совмином Союзного государства. Как объяснил такое решение премьер-министр России Михаил Касьянов, "у нас, как оказалось, разные позиции технического характера". Если российская сторона готова одобрить соглашение, то у белорусской на сей счет особое мнение. На заседании из уст членов белорусской делегации часто звучали одинаковые слова: "в пакете", "в блоке". Смысл их - Беларусь не возражает против введения российского рубля, но настаивает на принятии ряда дополнений. Точнее, на выплате Россией Беларуси компенсаций за потери, связанные с вводом на территории республики единого рубля. Как отметил исполняющий обязанности главы Правительства Беларуси Сергей Сидорский, учитывая показатели белорусского бюджета, "Беларусь вправе обсуждать тему соответствующих компенсаций". Речь идет, в частности, о введении единого экономического пространства, о создании равных условий для хозяйствующих субъектов в сфере налогообложения.

     Подобный расклад российская сторона не поддержала. Точку зрения Правительства РФ Михаил Касьянов сформулировал так: введение российского рубля как единственного законного платежного средства на территории Беларуси - это благо для ее экономики. Поэтому, подчеркнул он, "я не понимаю, о каких компенсационных суммах в связи с введением рубля идет речь, мы их не подтверждаем". Постановка вопроса о дополнительных компенсациях, заметил российский премьер, "не верна по своей сути". Рассматривать, продолжая эту тему, можно лишь то, что связано с действием косвенных налогов по прежней схеме, пояснил Михаил Касьянов. В таком случае Россия может рассмотреть выплату Беларуси компенсаций в размере 100-120 миллионов долларов.

     Время для согласования позиций у сторон еще есть. Но тут надо принимать в расчет временные границы - до конца нынешнего года "денежные" соглашения должны быть подписаны, а затем ратифицированы парламентами. На пресс-конференции сразу после заседания Совмина Михаил Касьянов заявил: "Еще есть возможности за оставшиеся три месяца интенсифицировать переговоры. Мы в российском Правительстве рассчитываем, что в ходе консультаций удастся решить проблему".

     Как мы уже писали на страницах "СОЮЗа", текст межправительственного соглашения о едином рубле готовила совместная рабочая группа, в которую входили министры финансов, руководители национальных банков стран-соседей. К наработкам специалистов и экспертов претензий на заседании союзного Совмина не прозвучало. Напротив, их труд признан качественным, добротным. Председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович даже признался: "Не верилось, что рабочая группа сумеет выработать приемлемый вариант". И добавил: "Такое нельзя было сделать без доброй воли двух сторон". Его коллега, председатель Центрального банка РФ Сергей Игнатьев высказал пожелание: "Желательно ратифицировать соглашение до

     1 января 2004 года". Понятно, уж финансистам и банкирам лучше, чем кому-либо, знать, что время ограничено. Прежние переносы рассмотрения вопроса, долгие сверки мнений оставляют 12 месяцев на все про все - ведь с 1 января 2005 года единая валюта должна войти в свои права. Но это в случае положительного решения. Увы, пока оно не состоялось.

     Свои мнения стороны на заседании высказывали порой жестко, но предельно уважительно. Михаил Касьянов несколько раз повторял, "разводя" спорщиков: мы готовы рассмотреть все предложения белорусской стороны. А они сводились по сути к опасениям: если договоренность будет достигнута только по введению единого рубля, то не приведет ли такое решение к негативным результатам? Не отразится ли на уровне жизни людей? "Вместо роста мы можем получить минус", - высказал сомнения Петр Прокопович. А Сергей Сидорский подытожил: "Сегодня мы не задали ни одного нового вопроса - мы должны придерживаться прежних договоренностей, в частности, плана совместных действий"...

     Вот такие получались "воспоминания о будущем". С одной стороны, тот же Сергей Сидорский отмечает, что документ по введению единой валюты носит "судьбоносный характер и является основой для дальнейшего строительства Союзного государства", а с другой - и.о. премьера призывает к все новым и новым согласованиям. Беларусь уже не раз откладывала введение в параллельное обращение безналичного российского рубля, ожидавшегося сначала с

     1 июля, затем с 1 октября нынешнего года. Вопрос увяз в аппаратных процедурах, что признают даже в Нацбанке Беларуси. Так не увязнет ли и судьбоносное соглашение по объединению валют двух стран-соседей?

     Опасения белорусской стороны попытался развеять в среду вице-премьер - министр финансов России Алексей Кудрин. В случае введения единой валюты, пояснил он, Беларусь будет терять ежегодно до 140 миллионов долларов, поскольку весь НДС при экспорте будет уплачиваться именно в российский бюджет. В случае же принятия соглашения, предусматривающего - подчеркнем это особо - компенсацию Беларуси от потерь НДС, такая компенсация будет установлена из расчета с 2003 года. Обмен белорусских денег на рубли, продолжил Алексей Кудрин, при введении российского рубля как единственного платежного средства на территории России и Беларуси будет проведен по "текущему, реальному курсу валют".

     По его словам, "не будет никаких политических решений", предусматривающих занижение или завышение курса валюты одной из стран, как случалось в ходе объединения экономик некоторых европейских стран. Так что объединение валют, считает Кудрин, "никак не повлияет на темпы инфляции". Итак, повторим, ситуация сложилась тяжелая, но "разрулить" ее можно. Главное, в принципиальном вопросе - вводить или не вводить российский рубль - у сторон сегодня разногласий нет.

     На Совете Министров были подняты и другие важнейшие вопросы союзного строительства. В частности, докладывая о ходе выполнения решений органов Союзного государства, Госсекретарь Павел Бородин говорил о нерешенных вопросах: неподписанном соглашении о собственности, от чего страдает доходная часть союзного бюджета, о неритмичном финансировании совместных программ. Кстати, в ходе заседания прозвучало и такое предложение: может, стоит "заморозить" некоторые проекты, не гнаться за количеством, а сосредоточиться на завершении и реализации тех программ, что достигли "кондиции".

     Надежду на то, что бюджет Союзного государства на 2004 год будет принят уже в декабре, высказал на заседании Михаил Касьянов. В свою очередь Сергей Сидорский подчеркнул, что бюджет будущего года "динамично наполнен" и придает дополнительный импульс союзному строительству. Уже после завершения заседания, на пресс-конференции, разговор зашел о топливных проблемах, об отмене "Газпромом" для Беларуси внутрироссийских цен на газ. Накануне на представительной научно-практической конференции "На путях развития Союзного государства" довелось услышать жесткое заявление заместителя председателя правления ОАО "Газпром" Александра Рязанова о том, что базовой ценой при поставках газа в Беларусь является 80 долларов за тысячу кубометров. Напряжение снял на пресс-конференции в Белом доме Михаил Касьянов. Он заявил: Россия может вновь ввести для Беларуси внутрироссийские цены на газ, если будет достигнута договоренность об условиях создания совместной газотранспортной компании.

     Если договорятся... Сегодня иного пути, как за столом переговоров, спокойно и взвешенно, отстаивая свое мнение и идя на компромиссы, договариваться о будущем Союза, наверное, нет. Так что в "сухом остатке" последнего совминовского заседания есть и урок всем нам, и негаснущая надежда на положительное развитие событий.

     

     Александр Батыгин

     МОСКВА

     

     Из Договора о создании Союзного государства (8 декабря 1999 года)

     Статья 13

     1. Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.

     2. До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств-участников продолжают хождение их национальные денежные единицы. Переход к единой денежной единице (валюте) осуществляется в соответствии со статьей 22 настоящего Договора.

     Статья 22

     В Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмиссионного центра. Основной функцией единого эмиссионного центра является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы, и эту функцию он осуществляет, взаимодействуя с другими органами Союзного государства и государственными органами государств-участников. Единый эмиссионный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке. Союзное государство предоставляет и получает кредиты и дает гарантии по кредитам, выпускает займы и ценные бумаги в порядке, определяемом Парламентом Союзного государства и утверждаемом Высшим Государственным Советом. Введение единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра осуществляются на основе соглашения между государствами-участниками.

     Из Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства (8 декабря 1999 года)

     3. Введение единой денежной единицы

     3.1. В ходе формирования единого экономического пространства осуществляется валютная интеграция на основе введения единой денежной единицы (валюты).

     В этих целях будет подписано межгосударственное соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра. Срок - IV квартал 1999 года - I квартал 2000 года.

     3.2. В результате выполнения соглашения, упомянутого в пункте 3.1. настоящей Программы, денежная эмиссия будет осуществляться исключительно единым эмиссионным центром. Работа по введению единой денежной единицы будет осуществляться поэтапно. Итоги работы будут оформляться отдельными протоколами с таким расчетом, чтобы она была полностью завершена к концу 2005 года в увязке с процессом экономической интеграции в Союзном государстве.