06.10.2003 05:00
    Поделиться

    Туалетной бумагой по Берлускони

    Сделали они это в знак протеста против того, что он пригласил в Рим Межправительственную конференцию. Ее цель - довести до ума проект "Европейской конституции".

    На помпезное открытие конференции, которое состоялось в римском Дворце конгрессов, съехались главы государств и правительств 25 стран - членов Европейского союза и кандидатов на вступление в него первой и второй очереди. Антиглобалисты - а их приехало в Рим 400 тысяч - попытались прорвать плотное кольцо полицейских вокруг Дворца конгрессов. Полицейские встретили их слезоточивым газом и пластиковыми пулями.

    Но самое любопытное, что и среди участников римского саммита нет единодушия, каким быть "основному закону" Европейского союза. В канун конференции на "европейском" корабле вспыхнул бунт. Семь государств направили письмо на имя премьер-министра Италии, который является в этом полугодии председателем Европейского совета - высшего органа ЕС. В нем они потребовали провести новый раунд переговоров по самому проекту "Европейской конституции". А ведь под ним еще не успели высохнуть чернила 207 членов европейского Конвента. Эти представители европейских правительств и парламентов работали в поте лица многие месяцы под руководством бывшего президента Франции Валери Жискар д' Эстена. Получив в июле этого года подписанный всеми участниками Конвента проект, руководители ЕС посчитали, что дело сделано, а Межправительственная конференция, если и внесет в его текст поправки, то незначительные. Ожидалось, что она даст "зеленый свет" "Европейской конституции" до конца года.

    Письмо семи поставило под вопрос не только временные рамки конференции, но и принятие "Европейской конституции" в обозримом будущем. Что же не устраивает в проекте конституции? Прежде всего, что она делит ЕС надвое: на сильных и слабых. Проект отвергает универсальный принцип равенства, на основе которого функционирует Организация Объединенных Наций: одно государство - один голос. В проекте предполагается, что каждая страна - член ЕС будет обладать, как и сегодня, различным голосом при принятии решений. У крупных государств голосов будет больше, у средних - поменьше, а у маленьких - кот наплакал.

    Блокируясь между собой, крупные государства будут в состоянии навязать свою волю младшим партнерам.

    Малоутешительным для оппозиционеров представляется и обозначенный в проекте принцип принятия решений "квалифицированным большинством". Все дело в том, как авторы проекта понимают "квалифицированное большинство". Для них - это не две трети числа государств, как повсеместно принято, а три пятых населения союза. Ясно, что при такой арифметике европейская "четверка" будет доминировать при принятии решений. В этих четырех странах проживают примерно 260 миллионов человек, то есть более половины жителей расширенного Евросоюза. Мелким государствам, как бы они ни объединялись, с волей крупных не совладать. И даже средним. Не случайно против такого специфического видения квалифицированного большинства выступают Испания и Польша, зачисленные в разряд европейских "середняков".

    Недовольна европейская оппозиция и учреждением поста постоянного председателя Европейского совета. Сейчас этот пост переходит от страны к стране. Каждые полгода. Пока стран - членов ЕС 15. Сегодня ждать своего "председательского часа" каждому государству приходится семь с половиной лет. А сколько придется ждать, когда в союзе будет три десятка стран, а председатель будет выбираться на 2,5 года, да еще будет иметь возможность баллотироваться на второй срок?

    Есть еще один камень преткновения - право вето. Согласно проекту конституции, это право можно будет использовать при решении принципиальных вопросов внешней политики и обороны. Решение по ним предполагается принимать в европейском совете и совете министров ЕС единогласно.

    Если попытаться решить все вопросы, по которым обнаружились расхождения, то по сути дела придется заново переписывать проект "Европейской конституции". В таком случае европейцам еще долго придется ждать Основного закона, если вообще он увидит свет.

    Николай Паклин

    "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"

    РИМ

    Поделиться