07.10.2003 04:10
    Поделиться

    "Лукавые" карточки

    Магазины сильно лукавят, когда обещают своим покупателям скидки по пластиковым картам

          Каждый уважающий себя супермаркет сегодня не отпустит клиента без заветного куска пластика. Более того, владельцев пластиковых карт балуют всевозможными скидками и акциями. Ну как тут их не приобрести, когда каждый раз, заходя в магазин, слышишь заманчивые предложения. Но что дает эта карта на самом деле и кому она больше выгодна - самому магазину или клиенту: вот вопрос.

          - Свою карточку магазина "Рамстор" я окупила сразу, - рассказывает Елена Козлова, домохозяйка. - Просто я хотела подарить ребенку дорогую настольную игру, а по карте она стоила гораздо дешевле. Поэтому 25 рублей - стоимость карты - я отдала без особого сожаления. Но, должна признаться, это был единственный раз, когда карточка принесла мне какую-то скидку. Сколько раз я покупаю товары в этом магазине - ни рубля больше не сэкономила. Дело в том, что карточка дает скидки, как правило, на те продукты и вещи, которые мне даром не нужны. А на самые ходовые товары скидки нет.

          Особо преуспели в распространении своих карточек магазины косметики и парфюмерии "Ив Роше". Скажем прямо - не лучшая европейская косметика. Но в крупных городах, похоже, нет ни одной мало-мальски обеспеченной дамы, которая не носила бы с собой карточку ядовито-зеленого цвета. Попробуем разобраться - а что же она в конечном итоге дает? По предлагаемой системе покупательницы должны копить печати, которые ставятся в карточку при каждой покупке. Есть четыре печати - заполнен первый уровень. Всего уровней четыре, и в конце каждого дается подарок. Можно брать подарок после заполнения всех четырех - тогда он будет солиднее.

          Но что дается в подарок? Пробники - маленький шампунь и гель для душа, например. Простите, но в любом европейском магазине "Ив Роше", эти же вещи презентуют просто так, без всяких карточек и накоплений. Если учесть, что цены в российских магазинах этой сети и так гораздо выше, чем в любом другом месте, то за кого принимают россиянок?

          Зато в обмен на карточку, покупательница дает магазину данные о самой себе - адрес, телефон, фамилию. И регулярно получает открытки с приглашением прийти в магазин, где ждут скидки и подарки, а значит, новая возможность копить бонусы на пресловутой карточке. Подарки оказываются неплохими - часы, косметичка, шарф. Но вот беда: в них же будут ходить все подряд. И лежат они, как правило, в шкафу у "счастливой обладательницы карточки" как пресловутый чемодан без ручки: носить нельзя, а выбросить жалко.

          Очередная карта получена в парикмахерской или в салоне красоты. Хорошая карта, но вот беда - скидка на ней, как правило, всего два или три процента. Теперь считаем. Карточки такие выдают в большинстве своем дорогие салоны. Один поход в такой салон обходится полторы - три тысячи рублей. Соответственно двухпроцентная скидка будет составлять от тридцати до шестидесяти рублей. Но вы же "на чай" парикмахеру больше оставляете!

          Ресторанная карта - тоже не редкость в наши дни. Однако и здесь есть свои подводные камни. Как часто мы ходим в ресторан, причем в один и тот же? Если средства есть, рестораны хочется менять - сейчас появилось их столько, что за всю жизнь обойти не успеешь. Если деньги считаешь, то в ресторан выбираешься редко. Зачем карточка, которой пользуешься раз в год? То есть получается, что ресторанная карта выгодна для довольно ограниченного круга людей, как правило, сотрудников фирм, которые проводят представительские завтраки, обеды и ужины. Кроме того, скидка на карте обычно составляет 5 или 10 процентов. Столько же, как правило, составляют чаевые от суммы заказа.

          Случается, рестораны объединяются и делают одну карточку на целую сеть предприятий. Скажем, есть у нас такая карта "Почетного гостя". Там можно накапливать или снимать бонусы, в собственный день рождения ужинать почти бесплатно и прочее.

          - Самая большая выгода от карточки "Почетного гостя" была следующая, - рассказывает предприниматель Евгения Стефанова. - У них есть договор с банком, где тоже можно оформить карточку. Так вот, на моей банковской карте по-английски появилась надпись "Почетный гость", и когда я езжу в зарубежные поездки и у меня видят такую карту, уважительное отношение сразу обеспечено.

    Следующая на очереди - карточка из несуществующего места. Не

    успеваешь получить такую в каком-нибудь предприятии из сферы обслуживания, как оно бесследно исчезает. Приходишь через месяц и пожимаешь плечами: как же так - была химчистка или обувной магазин, а нынче - булочная или аптека. Когда без карточки - не так обидно, а тут пообещали и ничего не дали. Нередки случаи, когда отказываются делать по карточке обещанную скидку. Не можем - и все тут. И ничего покупатель не докажет.

          В странах цивилизованных редкий покупатель или покупательница выйдет из дому без портмоне с различными карточками и вырезками из газет и журналов. Причина одна - это работает. В обществе, где за потребителя действительно вынуждены бороться, карточки предоставляют клиентам все удобства. У нас не всегда понятно, для кого кусок пластика - для покупателя или для продавца. Заполняя положенную при получении всякой карточки анкету, мы зачастую просто даем сведения для маркетинговых исследований и различных акций фирмы.

          В итоге получается, что в нашей сегодняшней жизни самые выгодные карточки проездные да телефонные. Хотя с ними тоже есть проблемы. В большинстве своем они действуют только в течение определенного времени. И если не сумел проехаться или позвонить, то... опоздал.

     

    Поделиться