За день до начала форума несколько десятков молодых людей из некоего Молодежного патриотического фронта "Решительные гражданские действия" провели на Старом Арбате несанкционированный митинг. Ораторы выражали поддержку действиям Генпрокуратуры в отношении некоторых представителей российского бизнеса, призывали "не щадить олигархов" и провести "тотальную деприватизацию". Мелькали лозунги "Нет буржуазной оккупации России!", "Русский бизнес - для русских бизнесменов", "Буржуи - вон из России!". "Патриотическим" пафосом дышала каждая строка листовки, пущенной в обращение: "Так называемый Московский Давос - не что иное, как очередное продолжение позорного Брестского мира, вызывающий и наглый демарш, призванный показать России ее место в ряду черномазых "странишек", ползающих на коленях перед дядей Сэмом и его верной шлюхой - объединенной Европой... Каждый россиянин, если он настоящий гражданин и патриот, должен высказать свое решительное "нет" засилью иностранного капитала в России и приложить все силы для того, чтобы изгнать оккупантов с нашей земли. Русский бизнес должен быть в руках честных русских бизнесменов, а не горстки лиц известной национальности, послушных своим западным хозяевам".
Не уверен, что об этом митинге было доложено Владимиру Путину - он, надо полагать, и так осведомлен о настроениях части нашего общества. Кроме того, убежден: Президент не был заранее проинформирован и о визите следователей, сопровождаемых автоматчиками, в один из подмосковных лицеев для детей-сирот, находящийся на попечении крупной компании, где на протяжении последних месяцев не прекращаются обыски и "маски-шоу". Впечатление, будто главу государства грубо подставили. После того, что происходило на Старом Арбате и в подмосковном лицее, призывать мировой бизнес доверять нашей стране и активнее сотрудничать с ней Путину будет непросто.
ЕСЛИ западные предприниматели станут оценивать инвестиционный климат России не по заявлениям ее руководства, а по тому, что происходит в реальности, то как одну из составляющих этого климата им придется учитывать и проникающий в массы лозунг "Русский бизнес - для русских бизнесменов!". Вкупе с лозунгом "Даешь деприватизацию!".
По данным опросов, за пересмотр итогов приватизации выступает около 70 процентов россиян. А исследования, проведенные компанией "Ромир-Мониторинг", зафиксировали недоверие к любым европейским стандартам. 79 процентов опрошенных упрямо голосуют за "свой, особый путь". Идти по пути западной демократии согласны только 11 процентов. И лишь 5 процентов думают, что государство должно продвигать западные ценности.
ЕСЛИ подобные настроения будут нарастать, непременно найдутся люди, готовые их оприходовать. Вожаки ультраправых группировок с чуткостью барометра улавливают колебания общественной атмосферы, используя проявления социального недовольства в своих интересах.
Такая подробность: участники акции на Старом Арбате открыто признавались в своих симпатиях к Гитлеру и ненависти к "инородцам". Ничего удивительного. Экономический изоляционизм, выражающий себя в призывах положить конец "засилью иностранного капитала в России", - это лишь частный случай тотальной ксенофобии. Антисемитизм, расовая нетерпимость - из того же "пакета".
Как раз в те дни, когда молодые "патриоты" шли своим фронтом на "буржуев", Тушинский межрайонный суд
г. Москвы вынес обвинительный приговор их идейным собратьям - 11 участникам скинхедовской банды, устроившим на Митинском рынке кровавую расправу над азербайджанцами. И на той же неделе в Петербурге бритоголовые напали на цыганский табор, была убита шестилетняя девочка.
Упования на Закон "О противодействии экстремистской деятельности" оказались напрасными. В эффективность этого Закона, кажется, не очень верили даже те, кто за него голосовал. Многие заодно понимали, что его принятие вряд ли обрадует значительную часть наших сограждан - скорее вызовет раздражение. Но коли Президент назвал рост экстремизма "серьезной угрозой стабильности и общественной безопасности" и посетовал, что милиция и прокуратура "часто не имеют достаточно эффективных инструментов для привлечения к ответственности организаторов и вдохновителей этих преступлений", то - надо так надо, Владимир Владимирович, - изготовим такой инструмент. И изготовили. Еще один. Будто мало было действующих статей Уголовного кодекса - например, 282-й (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды), практически не применяемой. Мало было, выходит, и Конституции с ее 13-й и 29-й статьями, запрещающими всяческий экстремизм и его пропаганду.
Дело, впрочем, не только в бритоголовых. И не только в тех, кто выходит на улицы под плакатом "Русский бизнес - для русских бизнесменов!". Дело еще и в состоянии российского общественного организма, не обладающего устойчивым иммунитетом к этой заразе. Дело в ксенофобских настроениях, владеющих населением. По данным ВЦИОМа, нацистские лозунги скинхедов одобряются 16 процентами опрошенных. Еще 14 процентов готовы вторить призыву "Россия - для русских!". А 11 процентов испытывают удовлетворение от погромов на рынках Москвы и считают, что это "единственный способ борьбы с засильем кавказцев в российских городах".
На фоне скинхедовских бесчинств, где в ход идут стальные пруты и заточки, "антибуржуйская" акция в центре Москвы, что называется, не впечатляет. Здесь до крови пока не дошло. Но тенденция обозначена. Российский нацизм впервые предъявил свою "экономическую" программу. Что начнется в стране, если эта программа станет воплощаться, полагаю, не надо объяснять.